Кризисная трансформация

взгляд топ-менеджера

О проекте
«Кризисная трансформация – взгляд топ-менеджера» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и МИА «Россия сегодня». Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, что изменилось в мире бизнеса с приходом очередного "черного лебедя". Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.
Евгения Ламина

Евгения Ламина

Коммерческий директор

ПАО «Аптечная сеть 36,6»

Чем измеряется Ваша эффективность как топ-менеджера?

Моя личная эффективность измеряется тем, насколько быстро растет и развивается компания, и ориентирами тут могут служить финансовые показатели, такие как прибыль или EBITDA. Каждый руководитель нацелен на то, чтобы компания была устойчива, чтобы она лидировала, чтобы потребитель о ней знал. И конечно, во главе угла стоит доходность предприятия.

24
Какие пути развития бизнеса Вы видите в новой реальности?

Прежде всего, это доставка. Сейчас у аптечных сетей есть разрешение доставлять только безрецептурные препараты, но в будущем, скорее всего, доставка распространится и на рецептурные лекарственные средства. Важно отметить, что любой препарат — рецептурный или безрецептурный — должен храниться и транспортироваться со строгим соблюдением температурного режима. Поэтому вся цепочка доставки лекарства потребителю вызывает определенную тревогу у специалистов, ведь при нарушении температурного режима препарат может стать неэффективным или даже вредным для человека. Конечно, с одной стороны, это угроза, а с другой — если процесс организовать с соблюдением всех необходимых требований — отличная возможность для развития бизнеса. Думаю, в этом направлении отрасль будет развиваться в ближайшее время. Пока доставкой охвачены только города-миллионники, но постепенно подтянется и вся Россия. Еще одним возможным направлением развития бизнеса станут коллаборации. Например, сотрудничество именитого бренда с аптечным ритейлом. По-моему, за такими объединениями будущее.

16
Какие уязвимости выявились у Вашего бизнеса в сложившихся обстоятельствах?

Одна из угроз — это введение обязательной маркировки. Уже сейчас понятно, что рынок не готов к этому. Возможно, даже «льготного» периода не хватит, чтобы вся цепочка заработала как нужно. Вторая уязвимость — это возможный дефицит лекарственных препаратов. В связи с пандемией и валютными колебаниями многие значимые для людей лекарства могут исчезнуть с рынка, а заменить их отечественными аналогами не всегда возможно. Фармпроизводство в России развивается, уже многое было сделано, но, к сожалению, пока не все нозологии охвачены качественными препаратами. Еще одна угроза — нехватка персонала. Аптек меньше не становится, а выпускников фармацевтических вузов не становится больше. К тому же, выпускники не всегда идут работать по специальности. В скором времени отрасль может столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров. Ну и главный риск — низкая доходность бизнеса. Принято считать, что аптеки — очень зажиточные организации. На самом деле это не так. Доходность аптечных сетей регулируется государством в части почти 30% ассортимента, маржинальность не превышает 1%, а льгот и дотаций на ведение бизнеса у нас нет.

13
Другие участники проекта:
Показать еще