Пандемия скорее подсветила наши сильные стороны, но в некоторых аспектах она действительно преподнесла нам уроки. С точки зрения сильных сторон можно отметить: — Наличие подготовленных business continuity планов. Вспоминается известное высказывание: «Если меч тебе понадобится хотя бы один раз в жизни, то носить его придется всю жизнь». — Использование надёжных инструментов удалённой работы и коммуникации. В марте, когда мы рекомендовали сотрудникам перейти на режим удалённой работы, коллеги достаточно быстро поняли, что им понадобится. Поэтому основная масса заявок в службу технической поддержки пришлась на первые два-три дня, и уже к концу первой недели переход на работу из дома завершился. В разгар пандемии коллеги вполне эффективно работали из дома. Весной наши сотрудники ежедневно делали около 1500 звонков и проводили 700 онлайн-встреч. Тогда мы стали «встречаться» онлайн в семь раз чаще, а созваниваться — в целых десять раз больше. — Возможность помогать другому бизнесу. Когда значительная часть жизни общества проходит в интернете, спрос на информационную безопасность только возрастает. При этом мы понимали, что у многих компаний с этим могут возникнуть трудности в такое непростое время. Поэтому наша команда совместно с Area9 Lyceum, одной из ведущих компаний в области адаптивного обучения, оперативно разработали бесплатный курс «Безопасность во время пандемии в жизни и бизнесе». Он помогает повысить уровень цифровой грамотности и знаний о COVID-19. — Сплоченная команда. Когда служба поддержки в первые дни удалёнки «утонула» в количестве заявок, то на помощь пришли коллеги из HR, которые помогали, например, их рассортировать. К слову, наш HR-департамент в России за первые три недели удалённой работы обработал почти 1,5 тысячи запросов от сотрудников, что в пять раз больше обычного потока. Нашлись и те, кто помогал с более сложными задачами, в частности, коллеги из административно-хозяйственного отдела развозили документы и технику на дом новичкам, ведь даже в такое время мы не прекращали нанимать сотрудников, а с момента самоизоляции к нам присоединилось уже больше 200 человек. Люди всегда были в центре нашей формулы успеха. И в этой ситуации мы предприняли все возможные меры для того, чтобы обезопасить коллег и сделать удалённую работу комфортной. Это сразу оценили наши сотрудники: рейтинг нашей компании на ресурсе Glassdoor вырос c 4.1 до 4.4. При этом мы вынесли определенные уроки за это время, например: — Управлять полностью удалёнными командами на протяжении длительного времени не так просто, как кажется. — Долго работать на удалёнке коллегам не так комфортно, как казалось. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты нашего опроса, который мы проводили внутри компании. Именно поэтому уже в начале лета мы начали прорабатывать разные сценарии возвращения в офис для тех, кто этого очень хочет. — Грамотных инструментов автоматизации в современном мире не может быть слишком много.