Марина Николаевна Мишункина

Марина Мишункина

Первый заместитель генерального директора

АО Аргументы и Факты

Какие профессии будут востребованы через 10-20 лет? А какие, наоборот, исчезнут?

Думаю, что мир будущего привнесет в нашу жизнь огромное колличество профессий, существование которых будет продиктовано эрой IT и digital технологий. Например, дизайнер виртуальной среды или адвокат по робоэтике, digital-комментатор культуры или куратор личных данных. Эти профессии потребуют знаний в истории коммуникации, искусства, философии, бизнеса, PR и маркетинга. Не исключаю, на стыке биологических наук, медицины и анализа данных, возникнут биохакеры на фрилансе. А наши потуги в восстановлении экосистемы планеты Земля породят инженеров по восстановлению окружающей среды. Для людей, неравнодушных к собственному здоровью, важными станут дизайнеры человеческого тела или аналитики медицинских данных. Технологии развиваются стремительными темпами. Исследователи предполагают, что восстановление тканей и замена органов станут для человека будущего чем-то обыденным. Используя биоинженерию, дизайнеры человеческого тела помогут людям выглядеть такими, какими они хотят быть, моделируя тела или их части. А аналитики медицинских данных безошибочно ставить диагнозы и находить способы лечения. Останутся профессии, где необходим ручной труд, например, парикмахеры, пластические хирурги, слесари и тд. А исчезнут, или почти исчезнут профессии, которые легко заменяются роботами, например, фасовщики, чертежники и др.

36
Какие навыки и компетенции станут ключевыми в вашей профессии через 5 лет?

В медиабизнесе еще более будут востребованы IT и digital навыки и компетенции. Например, для дизайнера виртуальной среды необходимыми областями знаний станут архитектурный дизайн, редакторское дело, психология. В целом, будут востребованы люди, которые способны мыслить нестандартно. Например, сегодня у издательских домов в соцсетях задача сложная — нужно понимать их природу и следовать ей и в то же время сохранять своё лицо, свой стиль. Особенно это сложно, потому что лицо должно оставаться коллективным, а соцсети требуют индивидуализации. Соответственно, потребуются менеджеры — интеграторы классических медиабрендов в среду социальных сетей. Впрочем, сегодня уже многие, даже подростки, понимают, что известный блогер — это не одиночка, а всего лишь лицо, за которым скрыта целая команда. В контенте соответствовать запросам социального сообщества издателям в принципе удаётся. В контенте, но не в бизнесе. Массовым медиа сложнее найти канал для извлечения прибыли. В этом заключается своеобразный парадокс: вроде бы контента много, а денег, если говорить о деятельности в соцсетях, нет. Поэтому, блогеры дают нам, издателям, сто очков фору. Они нашли свой контент: одни монетизируют знания об Iphonе, другие — об авто, третьи преуспели в лайф-хаках. Чтобы достойно отвечать на рыночные вызовы, издателям потребуются коммерсанты, способные эффективно монетизировать их мобильные и социальные каналы. Будут востребованы интуиты. Им не нужно брать паузу, пока «компьютер» в голове выдаст результат. И не важно, сколько критериев может переварить этот «компьютер». Они моментально понимают, куда двигаться. Поэтому, когда в современном мире требуется решать многокритериальные задачи, люди, обладающие такими навыками, будут более эффективны. Будут востребованы журналисты, умеющие виртуозно работать со словом, ведь это всегда была, остаётся и останется козырной картой издательского дела. И кто начинал с профессиональной журналистики в традиционных медиа, тот вполне способен остаться на плаву и в соцсетях, и в СМИ будущего.

28
Как изменилось содержание вашей профессии за последние 5 лет?

И сегодня, и пять, и сто лет назад издатель зависел от своего читателя — предпочтений аудитории. Это было всегда, и это единственное, что останется в СМИ неизменным. Все остальное — бизнес-процессы, маркетинг, сбыт и др. — за последние несколько лет претерпело радикальные изменения. Издательский бизнес в основной своей массе стал цифровым, более оперативным, адресным, с дробным (клиповым) новостным рядом, интерактивной повесткой и молниеносной обратной связью. В мире динамично развивающегося digital издатели изобретают свои рецепты адаптации к нему. Общее для всех средство Макропулуса ещё не изобретено. Кто-то создаёт отдельные интернет-редакции, кто-то переучивает газетных журналистов писать в цифру, кто-то проповедует мультимедийность. АиФ сегодня — уже даже не СМИ в общепринятом понимании этого слова, а целая фабрика, производящая самый разнообразный контент для разных аудиторий, который в свою очередь таргетируется ещё и по территориальному принципу. Ведь 64 региональные редакции у нас работают над созданием локального контента в России и ещё 17 — за её пределами. Рост популярности программатика, расширение инвентаря заставили нас задуматься о необходимости разбираться в том, как работают наши цифровые форматы, как к этим форматам относятся пользователи и где точки роста эффективности и денег. А для того, чтобы знать все о своем потребителе и предлагать ему нужную информацию или товар еще до того, как он успеет о нем подумать, нужна персонализация. Поэтому медиа постепенно становятся генератором данных. Растет и количество рекламных кампаний, основанных на данных. Все, казалось бы, просто. Математически можно рассчитать эффективность любой кампании. Но есть нюансы чисто человеческого, или потребительского, свойства. Дефицит доверия — это дефицит роста. Поэтому, чтобы расти, важно наращивать показатель лояльности к брэнду, информации, которую то или другое СМИ публикует.

30
Другие участники проекта:
Показать еще