Галина Аникина

Галина Аникина

Директор по маркетингу

ZTE

Какие профессии будут востребованы через 10-20 лет? А какие, наоборот, исчезнут?

Сейчас в обществе очень много обсуждений на эту тему, особенно среди специалистов по персоналу. Я согласна, что будут активно развиваться профессии, связанные с медициной, генетикой, экологией, сектором развлечений, постановкой задач для программистов и другие отрасли, которые обсуждают в настоящий момент. И, я надеюсь, что, не считая крайне алгоритмизированных профессий, остальные не исчезнут, а только трансформируются, включив в себя новые тренды и работу с данными. При этом я часто думаю о том, что знание иностранного языка может очень скоро превратиться из ценного умения в нечто, моментально замещенное технологиями. Точно так же, как это случилось с продвинутым устным счетом, знанием столиц всех стран мира и прочими навыками, которые сейчас заменены на калькуляторы в телефоне, поисковики Google и т.п. Так, через 15 лет перевод с китайского на русский будет осуществляться почти моментально и не будет требовать больших затрат — просто еще одно приложение в 5G или в еще более продвинутом поколении связи. Тем не менее, это не означает, что не нужно учить иностранные языки, т.к. этот процесс развивает разлиные когнитивные функции, но, наверное, не стоит переоценивать конкурентное преимущество от знания 2-3 иностранных языков для профессионального роста в будущем.

6
Какие навыки и компетенции станут ключевыми в вашей профессии через 5 лет?

1. Умение работать с большими объемами информации в режиме многозадачности. На мой взгляд, менеджерам, которые любят обстоятельно и глубоко прорабатывать одну задачу за другой, будет сложнее. Станет важным в какой-то степени разделять основную работу и фоновые небольшие задачи, которые делаются параллельно. Тайм-менеджмент приобретет совсем другие краски.
2. Способность к самоорганизации и самоконтролю. Я верю, что через пять лет маркетологи, да и представители многих других профессий, не будут находиться в офисах full-time, а компании не будут тратить бюжет на аренду помещений так, как сейчас. В такой ситуации очень важна способность планировать время, чувство ответственности и умение координировать команду на расстоянии. При этом есть и обратная сторона такого тренда — это работа фактически в режиме 24/7 в плане пребывания на связи и оперативности реагирования.
3. Способность принимать решения и нести ответственность за них — чем больше будут расти компетенции маркетолога и его уникальные знания и умения, тем больше решений он сможет принимать самостоятельно, без многочасового или многодневного согласования с другими отделами или руководством. Это должно результироваться в бОльшей зависимости дохода маркетолога от показателей успешности бизнеса.

2
Как изменилось содержание вашей профессии за последние 5 лет?

На мой взгляд, в профессии маркетолога за пять лет произошли значимые изменения. Мне эти изменения очень импонируют, т.к. они увеличивают влияние маркетинга на результаты деятельности компании, а также поднимают ожидания от профессии.
В частности, раньше маркетолог во многом был звеном между руководством/владельцем бюджета и агентствами-подрядчиками. Пересылал презентации, внося туда данные от всех агентств и отдела продаж, отслеживал своевременность и правильность выполнения KPI, убеждал владельца бизнеса или бюджета, что это «очень хорошее» размещение. Подстраивал креативные коммуникации под вкус и предпочтения руководства.
Конечно, так было не везде и всегда существовали исключения, но общее ощущение от профессии было именно таким. И именно такие ожидания от специфики работы были у поступающих на факультет маркетинга и рекламы пять и более лет назад.
Сейчас мы видим большой сдвиг в сторону аналитики, управления массивами данных, анализа, работы с гипотезами, онлайн продаж. У современного маркетолога появляется очень мощная «защита» от вкусовщины и личных предпочтений всех участников процесса — это наличие данных. Развиваются профессиональные hard skills, то есть существует что-то, что умеет только маркетолог (чаще именно в сфере данных и работы с атрибуцией), и этот фунционал не ограничивается только способностью вести переговоры, димпломатичными напоминаниями всем сторонам про дедлайны и проверкой правильности вычислений в Excel. Особенно это заметно в компаниях с высокой долей онлайн продаж, которые чаще всего переходят в управление отдела маркетинга.
При этом есть и несколько негативное изменение: логика и расчеты уменьшают креативность. Во-первых, доступность различной информации создает ощущение, что всё уже было: слоганы, проекты, смелые посты в социальных сетях, мемы… А, во-вторых, общая идея и посыл бренда иногда размывается бесконечным сегментированием и построением ретаргетинговых путей для потребителя.

2
Другие участники проекта:
Показать еще