Артем Засурский

Артем Засурский

Член правления, вице-президент по стратегии

АФК «СИСТЕМА»

Какие профессии будут востребованы через 10-20 лет? А какие, наоборот, исчезнут?

Я в данном вопросе отношу себя к радикалам. Все, что можно будет автоматизировать, раньше или позже будет автоматизировано, потому что скорость осваивания искусственным интеллектом и разнообразными ИТ-системами навыков, которые ранее выполнялись людьми, огромна. Если еще несколько лет назад «роботы» заменяли только выполнение однотипных функций, пять лет назад стали вытеснять колл-центры, то последние пару лет, например, уже вытесняют юристов. Пока только люди творческих профессий в широком понимании могут чувствовать себя в безопасности: не только художники и музыканты, но и все те, которые занимаются креативом, поиском нового на стыке разных областей, чего пока не могут с тем же успехом делать машины. Где важен не только анализ данных, но и интуиция. Ну, а если совсем уйти в футурологию, то роль людей в будущем будет просто наслаждаться жизнью и получать удовольствие от своего существования. Другой вопрос, насколько комфортно человек будет чувствовать себя в таких условиях…

4
Какие навыки и компетенции станут ключевыми в вашей профессии через 5 лет?

Навыки очень поменялись. Если изначально корпоративные стратеги были выходцами преимущественно из консалтинга и аудита, и важны были академические знания, то сейчас на первое место в нашей профессии вышли предпринимательские навыки и инновационный склад ума. И больше ценится не диплом, а способности. Время классических спекулянтов прошло. Сейчас нужно быть намного более креативным в поиске целей и в отсутствии благоприятной среды — креативнее и эффективнее работать. Стратеги должны быть прежде всего street smart, а не вызубрившими корпоративные финансы в ВУЗах или получившими MBA. Скорость девальвации знаний настолько велика, что сейчас background и формальное образование имеют минимальное значение. Обучаемость и способность поглощать, переваривать и создавать новое на стыке информации, получаемой из многих источников, искать синергию и получать уникальный сплав — вот это важно сейчас. Ключевым навыком стала обучаемость. Резюмируя, можно сказать, что 10 лет назад ключевыми были образование, корпфин, консалтинг, а сейчас — любознательность, обучаемость и открытость новому.

2
Как изменилось содержание вашей профессии за последние 5 лет?

Цель любой инвестиционной компании, если говорить совсем упрощенно, состоит в зарабатывании денег на купле-продаже активов. Со временем ты должен продать тот или иной актив дороже, чем ты его купил, — это очевидный факт. Заработать на монетизации возможно в двух случаях: либо ты что-то дешево купил (в каких-то особых ситуациях), либо сделал приобретенный актив дороже. Наша задача как стратегов — поиск таких возможностей и фасилитация процессов, чтобы наши бизнесы максимально развивались в ногу со временем. Мы должны видеть и находить точки роста и совершать сделки там, где есть высокий потенциал для роста стоимости бизнеса. Если говорить о том, как изменилось содержание профессии за 5 лет, — стало намного сложнее. Времена поменялись, работы стало больше и работать нужно более глубоко. В течение многих лет, начиная со времен перестройки, с перерывами на кризисы, все росло как грибы, потому что была относительно дешевая рабочая сила, энергия и практически неограниченные ресурсы. Мы были вполне конкурентоспособны на глобальном уровне, бизнесы росли и с доходов от этого роста можно было заниматься внедрением инноваций и многим другим. Сейчас все по-другому: общемировая ситуация не очень благоприятна и российская экономика переживает не самые лучшие времена. Теперь нужно намного более виртуозно подходить к тому, во что ты инвестируешь, и «на берегу» понимать, как ты создаешь стоимость на этой инвестиции. Поэтому важная часть нашей работы как стратегов — еще более тщательно и строго подходить к инвестанализу, выбору целей и путей создания стоимости от входа за Х до выхода за Y. Что еще изменилось: pipeline стал намного меньше. Если раньше это было больше про отбор, то сейчас это, скорее, про поиск. Когда-то было очень много разных проектов, начинающих компаний. Сейчас не так много целей для приобретения, что делает поиск довольно сложным. Поэтому мы больше внимания уделяем взаимодействию с Академией наук, РЭШ и другими экспертными центрами. Ученым зачастую очень сложно в одиночку превратить идею в успешный бизнес, а у нас для этого есть все компетенции. Мы стараемся на ранних стадиях финансировать инновационные проекты потому, что есть много интересных научных разработок. Это отчасти и про улучшение бизнеса, не только про новые сделки, но и про создание стоимости существующих наших активов.

2
Другие участники проекта:
Показать еще