Ключевая деятельность «ТРАНСПРОЕКТ Групп» — «запуск» и реализация проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП) в транспортной, инженерной и социальной инфраструктуре. Из-за их долгосрочности и капиталоёмкости в течение прошедшего года наблюдалась выжидательная позиция органов государственного и муниципального управления в отношении проектов, даже находящихся в высокой степени готовности. Причина — необходимость совместного несения ключевых рисков в проектах ГЧП и государству, и бизнесу. Это их особенность. Бюджетные средства обоснованно уходили на борьбу с пандемией, поэтому будущие многолетние проекты обсуждались неохотно. Такой подход мы наблюдали не только в нашей стране, но и в странах ближнего зарубежья. Ряд инфраструктурных проектов «подвис» в различных начальных стадиях, пока неясно, временно или постоянно. По проектам, находящимся в стадии эксплуатации, коммерческая часть оказания услуг по доступу к инфраструктуре или на инфраструктуре просела существенно, социальная — функционировала вполне прилично. Торговые центры, ранее используемые нами для компенсации части инвестиционных затрат в связанную социальную инфраструктуру, очевидно, не сработали — их посещаемость рухнула. В действующих проектах будем пытаться от них избавиться, в будущих — очевидно умерим ожидания. Стратегический курс по инфраструктурному развитию вряд ли изменится, скорее наоборот, государство только расширяет перечень, в которые уже вошли и национальные проекты, где механизм ГЧП и концессионных соглашений является приоритетным.
Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?