Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Виталий Максимов

Виталий Максимов

Управляющий директор по взаимодействию с инвесторами «ТРАНСПРОЕКТ Групп»

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Ключевая деятельность «ТРАНСПРОЕКТ Групп» — «запуск» и реализация проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП) в транспортной, инженерной и социальной инфраструктуре. Из-за их долгосрочности и капиталоёмкости в течение прошедшего года наблюдалась выжидательная позиция органов государственного и муниципального управления в отношении проектов, даже находящихся в высокой степени готовности. Причина — необходимость совместного несения ключевых рисков в проектах ГЧП и государству, и бизнесу. Это их особенность. Бюджетные средства обоснованно уходили на борьбу с пандемией, поэтому будущие многолетние проекты обсуждались неохотно. Такой подход мы наблюдали не только в нашей стране, но и в странах ближнего зарубежья. Ряд инфраструктурных проектов «подвис» в различных начальных стадиях, пока неясно, временно или постоянно. По проектам, находящимся в стадии эксплуатации, коммерческая часть оказания услуг по доступу к инфраструктуре или на инфраструктуре просела существенно, социальная — функционировала вполне прилично. Торговые центры, ранее используемые нами для компенсации части инвестиционных затрат в связанную социальную инфраструктуру, очевидно, не сработали — их посещаемость рухнула. В действующих проектах будем пытаться от них избавиться, в будущих — очевидно умерим ожидания. Стратегический курс по инфраструктурному развитию вряд ли изменится, скорее наоборот, государство только расширяет перечень, в которые уже вошли и национальные проекты, где механизм ГЧП и концессионных соглашений является приоритетным.

20
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

Существенно сократились затраты на командировки — чиновники даже самого высокого уровня стали вполне терпимо относиться к физическому отсутствию на совещаниях, формат видеоконференций стал повсеместным. Для нашего территориально распределённого бизнеса — это важно. Но ключевое для нас — органы власти большее внимание стали уделять людям, а значит и социальной инфраструктуре, её не только физической и географической доступности, главное — экономической. Стало больше понимания, что социальная инфраструктура и социальные услуги должна быть доступны не только для богатых, но и для остальных категорий, а людей с низким уровнем дохода — вообще бесплатны. Хочется надеяться, что это внимание не уйдет вслед за пандемией, и социальное расслоение будет всё же уменьшаться. Полагаю, что современная социальная инфраструктура, доступная не только жителей городов, но и села, является основой современного социального государства. И здесь наша страна может быть лидером, если мы обопрёмся не только на рыночные механизмы, но и на имеющиеся традиции, социальные ожидания широких слоёв населения. Ещё многое предстоит сделать для этого, но мы оптимисты.

10
Что позволило некоторым компаниями пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Не все отрасли пострадали, для кого-то — это время роста, поэтому можно рекомендовать диверсификацию для тех, у кого есть финансовые и инвестиционные возможности, а для узких ниш, малого бизнеса — только готовность упасть и встать снова. Касательно внутренних бизнес-процессов для себя мы вынесли, что компании группы должны быть способны работать устойчиво, максимально долго в удалённом формате, поэтому структура будет ещё более оптимизирована под это. Не все процессы смогут отказаться от физического присутствия человека, но те, которые смогут, будут переведены в «цифру». Постоянные улучшения и постоянная оптимизация — вот что мы будем использовать сами и можем посоветовать другим. А также сам вектор развития — он останется социально-ориентированным. Мы верим, что результат нашей работы — современная и доступная общественная инфраструктура — будет востребован многими поколениями.

10
Другие участники проекта:
Показать еще