Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Лариса Рудакова

Лариса Рудакова

Президент, управляющий партнер коммуникационной группы «МедиаЛайн»

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Изменилось многое. Мы перешли на гибридный формат работы (после изоляции часть наших сотрудников работает удаленно, другая часть сочетает офисную и удаленную работу, причем индивидуальные графики сотрудники выстраивают сами в зависимости от стоящих перед ними задач). В 2019-м мы даже предположить не могли, что корпоративные проекты можно наполнять контентом, верстать, готовить к печати удаленно. Оказалось, что для этого нужно лишь оборудовать у ребят дома полноценные рабочие места — и все, процесс пошел.
Что касается digital, то этот блок изначально практиковал удаленную работу, и мы лишь окончательно оформили этот процесс, подстроив инфраструктуру. Наши «цифровые» сотрудники сейчас работают над проектами не только из разных регионов России, но даже из разных стран.
Коммуникация с клиентами в основном переместилась в zoom и подобные ему форматы; кроме переговоров, онлайн проходят защиты проектов, презентация развития сотрудничества, документооборот.
Изменились и еще меняются внутрикорпоративные — рабочие и личные — контакты сотрудников, а значит в целом меняется корпоративная культура. Людям понравилось не зависеть от транспорта и расстояний, но руководство компании пока не знает, что делать с постепенно уходящей «корпоративной идентичностью». Мы в «МедиаЛайне» работаем или в любой другой медийной компании? В чем разница? Все рабочее и даже личное общение переместилось в Битрикс24, и некоторые коллеги, работая над совместными проектами, не видят друг друга месяцами. Для творческого коллектива это проблема, теряется то, что я называю «корпоративной идентичностью», растворяется в стандартных рабочих буднях годами создаваемая и пестуемая корпоративная культура…
Несмотря на удаленный формат работы, сотрудники — от рядовых до топ-менеджеров — стали значительно больше времени проводить в рабочих процессах. С точки зрения менеджмента это неплохо — меньше временных и инфраструктурных потерь… Но в то же время больше рисков «выгорания» сотрудников: некоторые приходят порой ко мне с разговорами «чувствую себя роботом», хочу новых творческих задач. Мы находим, что людям ответить и дать «для отдушины», но, если эта тенденция усилится, — это станет проблемой.

15
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

Позитив есть, и он очень существенный. Мы максимально оцифровали рабочие процессы — «без пандемии» на это ушло бы гораздо больше времени. Благодаря гибриду мы сэкономили на офисных площадях. Мы научились проводить совещания, мозговые штурмы, переговоры с клиентами и даже годовое общее собрание онлайн — и это практически не отразилось на эффективности. Мы экономим время работы над проектами благодаря удаленному формату работы: сотрудникам из дома проще вписаться в любые дедлайны, не тратя время на дорогу. Наша выручка в прошлом году, несмотря на ограничения пандемии, преодолела максимальную отметку за все время существования компании. Многие проекты наших клиентов, даже самых консервативно настроенных, несмотря на прежнее их сопротивление, перешли на цифровые платформы, то есть технологические подвижки случились тоже «благодаря» ковиду. Мы проверили сотрудников на прочность, их профессиональные качества — на гибкость и готовность к изменениям. Проверку прошли практически все.

14
Что позволило некоторым компаниями пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Главная страховка — в мобильности и гибкости людей и инфраструктуры. Если они не были таковыми — пандемия помогла произвести нужные «настройки». И теперь мы готовы к подобным кризисным ситуациям в будущем. Хотя, конечно, не дай Бог…

13
Другие участники проекта:
Показать еще