Пандемия затронула работу отрасли коммерческой недвижимости самым непосредственным образом — торговые центры нашей компании были фактически закрыты на протяжении длительного времени. Единственным исключением стали те арендаторы, чья продукция вошла в список товаров первой необходимости. На протяжении нескольких месяцев в наших торговых центрах работали только гипермаркеты, салоны сотовой связи, аптеки, магазины детских товаров, зоомагазины. В Красноярске, к примеру, после послабления карантинного режима часть магазинов временно функционировала как пункты выдачи товаров. Сейчас мы можем наблюдать последствия пандемии. Во-первых, людей, особенно в крупных городах, все еще необходимо убеждать в том, что ТРЦ — безопасное место для покупок. Если раньше гости оценивали торговый центр по разнообразию арендаторов, транспортной доступности, наличию любимых кафе, то теперь появился еще один важнейший критерий для принятия решения — соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. В наших торговых центрах каждые два часа проводится дополнительная дезинфекция общественных зон, регулярно осуществляется чистка систем вентиляции и кондиционирования. На каждом входе в ТРЦ установлены санитайзеры с антибактериальным гелем для рук, также во всех магазинах работают рециркуляторы воздуха. Во-вторых, до сих пор действует запрет на проведение массовых мероприятий. Этот инструмент традиционно был одним из самых эффективных для привлечения гостей в ТРЦ, теперь же владельцам торговых центров приходится искать альтернативные способы увеличения трафика. В частности, идет форсированное развитие digital-маркетинга.
Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?