Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Дмитрий Ивантер

Дмитрий Ивантер

Генеральный директор ГК "ВТБ Лизинг"

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Самое яркое изменение прошлого года в лизинговой отрасли — глобальное ускорение цифровизации. Мы сильно сократили отставание от банков и страхования по степени развития дистанционных каналов работы с клиентами. Если до пандемии многие из них были не готовы переходить в онлайн, по старинке требуя «синюю» печать на документах, то уже к концу прошлого года 90% наших клиентов, например, стали активными пользователями личного кабинета. Ситуация подтолкнула процессы автоматизации бизнес-процессов и приблизила полностью цифровую лизинговую сделку. Теперь уже не стоит вопрос о необходимости диджитализации лизинга, фактически это только дело времени для тех игроков, которые хотят развиваться.
Как и в остальных сферах бизнеса, поменялся подход к самой организации деятельности. Лизинговая отрасль работает с реальными активами, поэтому полностью нашу работу в удаленный формат перевести невозможно. Но все-таки большую часть процессов можно осуществлять в онлайне. В прошлом году стартовал проект «мобильный офис», который на самом деле мы начали разрабатывать еще до пандемии для повышения эффективности использования офисов при росте бизнеса и штата. Этот эксперимент, который в какой-то момент стал вынужденным, в этом году мы разворачиваем более широко, чем планировали. А удаленные форматы взаимодействия — это другие подходы, изменение в работе внутренних IT-систем, и, конечно, расширение возможностей для клиентов.

11
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

Во-первых, мы увидели спрос на лизинг в тех сегментах, которые раньше слабо использовали этот инструмент финансирования. Например, в медицине и IT-инфраструктуре, где в нашей компании наблюдался существенный прирост нового бизнеса. Кроме этого, вырос спрос на лизинг при обновлении корпоративных автопарков. Если в 2019 году только 9% всех автомобильных продаж происходили с использованием лизинга, то в 2020 году эта доля выросла сразу до 11%. То есть бизнес стал более активно искать эффективные способы финансирования для развития своей деятельности и чаще обращаться к лизингу как к привлекательному варианту инвестиций в модернизацию и расширение производственной базы.
Во-вторых, для удовлетворения растущего запроса на дистанционный формат взаимодействия со стороны клиентов нам приходится активно работать над цифровым усовершенствованием: развивать функционал личного кабинета, расширять возможности электронного документооборота для тех компаний, которые к этому готовы, а их количество растет. Например, если раньше 30% наших клиентов пользовались электронными счетами-фактурами, то сейчас их уже 40%. Мы не только настраиваем новые интерфейсы, но и перестраиваем внутренние процессы — во внутреннем документообороте к концу этого года планируем стать полностью безбумажной компанией. В конечном итоге эта вынужденная мера поможет нам экономить время и деньги, и конечно, это позитивное изменение.

10
Что позволило некоторым компаниям пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Рецепт только один — подготовиться ко всем возможным кризисным сценариям. Для этого мы еще в 2019 году внедрили систему обеспечения непрерывности бизнеса на уровне международных стандартов. После сценарного анализа угроз выявили семь глобальных рисков и разработали семь антикризисных сценариев. Как раз один из этих рисков под названием «Эпидемия» и реализовался в прошлом году. Благодаря такой системе компания может быстро сориентироваться и перестроиться в изменившейся среде, чтобы не останавливать бизнес. На своем опыте могу сказать, что такой подход работает. В первую волну мы продолжили осуществлять полный комплекс обслуживания клиентов, начиная от дистанционных консультаций и формирования коммерческих предложений до обмена всеми необходимыми документами.

8
Другие участники проекта:
Показать еще