Точка невозврата

ТОП-менеджеры о последствиях пандемии

О проекте

«Точка невозврата» - совместный спецпроект Агентства экономической информации ПРАЙМ, Ассоциации менеджеров и РИА Новости. Цель проекта – собрать и систематизировать мнения кандидатов рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» о том, какие необратимые изменения произошли в бизнесе с приходом пандемии коронавируса.

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

Асхат Садиев

Асхат Сагдиев

Генеральный директор "УНИВЕР Капитал"

Какие необратимые изменения произошли в Вашей компании и в бизнесе в целом с приходом пандемии коронавируса?

Об обратимости изменений судить сейчас довольно сложно. Во-первых, пандемия ещё не окончена, и по мере её дальнейшего развития, в зависимости от того, насколько долго она продлится и каких масштабов достигнет, может произойти ещё довольно много изменений. Во-вторых, мы пока можем только гадать, каким будет мир после завершения пандемии и с какими вызовами придется столкнуться бизнесу, так что наработанные за время пандемии схемы организации бизнес-процессов вполне могут претерпеть новые изменения под влиянием этих условий. Но в целом можно констатировать несколько ключевых моментов. Пандемия заставила более активно использовать современные медиа для организации рабочих процессов. В свете этого давно озвучиваемая идея перевода многих процессов в онлайн получила возможность для апробации и отладки. В целом большинство компаний смогли убедиться, что сейчас значительная часть сотрудников может вполне успешно выполнять свои функции в удаленном или частично-удаленном (то есть, с посещением офиса один-два раза в неделю) режиме. Также большинство совещаний, семинаров, конференций и прочих мероприятий, ранее проводившихся очно, видимо, теперь, окончательно перейдут в онлайн. Всё это вместе, наверняка, приведет в дальнейшем к сокращению спроса на офисную недвижимость, снижению нагрузки на городской транспорт и количества авиаперелетов. Также более интенсивно пошел и переход в онлайн процессов предоставления услуг — расцвела интернет-торговля, сервисы доставки, давно уже начавшийся перевод в онлайн процессов оказания финансовых услуг пошел особенно интенсивно. В прошлом году российский рынок брокерских услуг испытал взрывной рост, при этом большинство новых клиентов открыли счета удаленно. Изменились, в свете всего озвученного, и представления о необходимой численности персонала компаний, что, видимо, будет оказывать в дальнейшем давление на рынок труда и уровень заработной платы. Сотрудник, не тратящий время и деньги на ежедневные поездки в офис и питание, как правило, готов на меньший уровень зарплаты, особенно в условиях роста безработицы.

22
Можно ли сказать, что пандемия, в том числе положительно, повлияла на Вашу компанию? Если да, то в чем?

Не только наша компания, но и финансовый сектор в целом скорее выиграл от сложившейся ситуации. Так, возросли объёмы онлайн-транзакций, что заставило осваивать такие инструменты как онлайн-банкинг многих из тех, кто раньше предпочитал оперировать наличными или оплачивать покупки картой в терминале. Как следствие, эти люди заинтересовались и теми услугами, которые позволяют более эффективно вкладывать свои деньги, используя инструменты биржевых рынков. Прирост числа российских частных инвесторов более чем на 7 млн за год это наглядно продемонстрировал. Конечно, пандемия не была единственной причиной этого роста — на фоне низких ставок банков, роста популярности ИИС и развития онлайн-сервисов этот процесс шел уже не первый год, но пандемия придала ему новый импульс.

17
Что позволило некоторым компаниями пережить пандемию с меньшими потерями? Какая может быть «страховка» на случай возникновения подобных обстоятельств в будущем?

Не думаю, что есть какая-то особая страховка от таких ситуаций, как пандемия, меняющих общий объём и характер спроса. В основном различия в том, насколько сильно пострадали компании, носят секторальный характер — более тесно завязанные на потребительский спрос и традиционные процессы оказания услуг сектора пострадали сильнее, менее сильно от этого зависящие — меньше. Но в целом преимущество, как всегда, у крупного бизнеса. У него больше запас прочности, как правило, менее затратная логистика, лучше условия для привлечения капитала. Ну и в целом выигрывают те, у кого более эффективная система принятия решений и управления, позволяющая оперативно реагировать на изменение конъюнктуры.

18
Другие участники проекта:
Показать еще