МОСКВА, 24 июл — ПРАЙМ. Французский Alstom остается "спящим" акционером крупнейшего российского производителя пассажирских вагонов "Трансмашхолдинг" (ТМХ) с пакетом 20%, сообщил в интервью РИА Новости гендиректор компании Кирилл Липа. 

Трансмашхолдинг

ТМХ рассказал о перспективах работы на африканском рынке

"Да. Он остался, 20%", — ответил Липа на вопрос, остается ли Alstom так называемым "спящим" акционером.

Такое же положение в отношении иностранного акционера обрисовывал ранее гендиректор "Камаза" Сергей Когогин. Он говорил, что немецкий автоконцерн Daimler после ухода из России в прошлом году владеет 15% "Камаза" и является "спящим" акционером.

ТМХ прекратил выпуск пассажирских электровозов ЭП20, созданных вместе с Alstom, и будет производить полностью российский ЭП40, сообщил Липа.

"Чтобы собирать (ЭП20 – ред.) – есть проблемы, потому что там тяговая система стоит от Alstom. Он, естественно, все поставки прекратил. Потому что как раз тяговые системы в санкциях", — сообщил Липа в преддверии форума "Россия — Африка".

На уточняющий вопрос, будет ли прекращено производство ЭП20, глава компании ответил: "Полностью".

ТМХ, отметил Липа, будет делать следующее поколение пассажирских локомотивов заново. "Мы сейчас разрабатываем тяговый привод. Это будет система привода на весь подвижной состав, который мы выпускаем. У нас разработан уникальный российский асинхронный тяговый привод для грузового электровоза 2С5С. Уже получен сертификат. Он полностью сделан вместе с компанией "Горизонт" — это екатеринбургская компания, которая вместе с нами разрабатывала этот привод. Поэтому у нас нет проблем с этим", — говорит гендиректор ТМХ.

Он напомнил, что контракт на 200 электровозов ЭП20 РЖД заключали под Олимпиаду, которая проходила в Сочи в 2014 году. "Этот локомотив закупали, чтобы водить двухэтажные поезда из Санкт-Петербурга в Адлер. Поскольку они тяжелые и там пересеченная местность, соответственно, нужен был очень мощный электровоз. РЖД купили 50 с лишним ЭП20 и постепенно начали сбавлять темпы закупки, поскольку, по всей видимости, нет потребности в этих электровозах. Поэтому мы не занимались разработкой и русификацией", — пояснил Липа.

Глава холдинга рассказал, что новый полностью российский пассажирский локомотив будет называться ЭП40. Компания в настоящее время определяет с РЖД, когда он появится.

"У нас есть определенная последовательность развития продуктового портфельного ряда. Но я хочу акцентировать, что асинхронный электровоз уже разработан, сертификат на него получен, пилотные экземпляры сделаны и эксплуатируются. Эти локомотивы есть в заказе 2023 года. Поэтому, если РЖД, как заказчик, поставит этот приоритет, значит пассажирский электровоз будет. Не в 2024 году, но в 2025 году он точно будет на сети. То есть сомнений у меня в этом нет никаких. Это вопрос чисто приоретизации задач", — рассказал Липа.

ВЫПУСК КОЛЕС ДЛЯ КАЗАХСТАНА

ТМХ освоил производство колес для обслуживания пассажирских электровозов ЭП20 после того, как чешская компания отказалась поставлять их, сообщил Липа.

"На ЭП20 используется специфическое колесо, которое нигде больше не используется. Для Европы оно характерно, но для России – уникально. Это безбандажное колесо, цельнокат. Поставщиком этих колес была одна чешская компания, и она отказалась от поставок", — сообщил Липа.

По его словам, смысла оспаривать остановку поставок и тратить на это время не было. "РЖД обратились к российским компаниями с просьбой освоить производство таких колес. В итоге это производство освоили на нашем предприятии в Казахстане", — рассказал глава ТМХ.

САНКЦИИ

ТМХ ведет консультации для исключения из списка санкций США входящего в холдинг "Метровагонмаша", потому что завод не выпускает военную продукцию, сообщил Липа.

США 19 мая 2023 года ввели санкции против "Метровагонмаша", обвинив его в выпуске продукции военного назначения. Мэрия Тбилиси в тот же день сообщила, что начала процедуру расторжения контракта с заводом на поставку 40 новых вагонов из-за санкций "международных партнеров". "Метровагонмаш" 14 июня заявил, что считает свое включение в санкционный список США ошибкой, поскольку не участвует в производстве военной продукции, и теперь изучает возможности обращения в компетентные американские органы для исключения из него.

"Сейчас наши специалисты занимаются этим. Все консультации уже ведутся", — ответил Липа на вопрос, поданы ли какие-то документы для того, чтобы оспорить санкции, введенные против "Метровагонмаша".

Он напомнил, что правительство США заявило, что причиной введения санкций является выпуск военной продукции. "Что не является правдой. То есть "Метровагонмаш" военную продукцию не выпускает уже много лет. Если быть точным, с 2014 или с 2013 года. Эта деятельность полностью выделена, входит вообще в другой концерн, и к нам не имеет никакого отношения – ни юридического, ни технического. Поэтому наша дискуссия в этом смысле с правительством США такая: просто исправьте ошибку. То есть вы допустили реальную ошибку, исправьте ее", — пояснил Липа.

"ТРАНСМАШХОЛДИНГ"

Структуру акционеров "Трансмашхолдинг" не публикует. Ранее компания сообщала, что ее акционерами являются ряд российских бизнесменов и французский Alstom с пакетом 20%.

"Трансмашхолдинг" — крупнейшая российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве подвижного состава для железных дорог и городских транспортных систем. Предприятия группы ТМХ выпускают электровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, а также вагоны электропоездов и метро.

Интервью состоялось в преддверии второго саммита и экономического и гуманитарного форума "Россия — Африка". Он пройдет в Санкт-Петербурге 27-28 июля. РИА Новости выступает информационным партнером мероприятия.

Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru в понедельник в 10.00 мск.