МОСКВА, 13 янв — ПРАЙМ, Татьяна Терновская. Сегодня Сенат США должен проголосовать по законопроекту, который предписывает президенту Джо Байдену ужесточить санкции против трубопровода "Северный поток — 2". По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, особо "адских" новых санкций Штаты придумать не смогут, а те, что уже обсуждаются, не нанесут существенного урона.

Виды Москвы

В Кремле прокомментировали возможность ввода новых санкций США

Согласно подготовленному документу, Байден должен ввести санкции "против любого должностного лица структуры, созданной для или ответственной за планирование, строительство или эксплуатацию" трубопровода, а также самой такой структуры. Инициатива, принадлежащая сенатору-республиканцу Теду Крузу, должна помочь добиться отмены освобождения от американских ограничений компании Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига. В качестве санкций законопроект предусматривает блокирование активов в американской юрисдикции и запрет на въезд в США.

Эта инициатива — лишь одна из ряда прочих новых антироссийских мер, опубликованных американским сенатом вчера. Помимо "Северного потока — 2" в новом пакете предполагаемых ограничений предлагаются меры о запрете на любые операции с российским первичным и вторичным суверенным долгом, санкции против по меньшей мере трех российских финансовых организаций (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ. РФ, Россельхозбанк, РФПИ, Московский кредитный банк, Альфа-банк, "Открытие", Промсвязьбанк, Совкомбанк и Транскапиталбанк) и ограничения на доступ попавших под санкции фининститутов к системам типа SWIFT. Предлагаются и санкции против президента Владимира Путина, и ряда высокопоставленных чиновников и военных (премьер-министр, главы МИД и Минобороны, начальник генштаба, командующие видами вооруженных сил).

Законопроект предполагает введение этого пакета санкций в случае вторжения России на Украину. И перечень мер, и сами меры впечатляют. Глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что США в бесконечном утверждении собственного величия уже дошли до нервного срыва.

Агентство "Прайм" разбиралось, насколько реалистичны угрозы американских сенаторов и чем еще Штаты могут "насолить" России.

"ТЫ МНЕ НЕ НРАВИШЬСЯ"

В конце декабря Байден подписал оборонный бюджет США на 2022 финансовый год, и в документе отсутствовали упоминания санкций против "Северного потока — 2", напомнил ведущий аналитик отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков.

"Я думаю, то, что мы сейчас слышим, это все-таки, наверное, некие обозначения того, что может произойти, если мы вдруг гипотетически пойдем на некую Украину", — предположил он.

Небоскребы Манхэттена в окрестностях Бруклинского моста в Нью-Йорке. в центре - небоскреб на Уолл-стрит 40.

У Америки свой план: зачем они раздувают цены

По поводу возможного запрета на операции с российским госдолгом эксперт напомнил, что существенных долгов у России сейчас нет. Он также добавил, что и необходимости в новых заимствованиях тоже у страны нет.

Что касается гипотетического отключения России от системы SWIFT, то, по словам президента АРБ, доктора юридических наук Гарегина Тосуняна, эта тема "уже набила оскомину". "Само преимущество этой системы заключается в том, что она является всеохватывающей, — подчеркнул он. — И если она выкидывает одного из весомых участников, то в некотором смысле осуществляет операцию харакири. Россия на финансовом рынке все-таки занимает весьма приличную позицию. Поэтому сомневаюсь, что это будет реализовано".

С ним согласен и Кочетков, напомнив, что система SWIFT не является собственностью США. "Это независимая организация, которой Соединенные Штаты не могут что-то предписать, она сама будет решать, отключать Россию или нет", — подчеркнул он.

Говоря о предполагаемых санкциях по отношению к представителям властных структур, Тосунян указал, что это вопрос личных симпатий и антипатий на уровне государства или на уровне лидеров государства. По мнению эксперта, спекуляция такой терминологией ведется только для того, чтобы создать некий "шум". Он подчеркнул, что нужно высказывать конкретные претензии к конкретным лицам. "Давайте конкретно говорить об этих претензиях, а не о санкциях вообще", — заявил Тосунян.

"Потому что сейчас это звучит как "ты мне не нравишься". Современный мир не должен выяснять отношения на "пацанском" языке", — подчеркнул он.

Вместе с тем, глава АРБ считает, что российским финансовым институтам, упомянутым в новом пакете санкций, технически доставить какие-то неприятности можно. В частности, в вопросах открытия и обслуживания корсчетов, конвертации валют. "Мы все-таки работаем через эти банки на внешнем рынке, с ними взаимодействует довольно большое количество наших клиентов, — объяснил эксперт. — Все это может быть весомым. Но это настолько несолидно и неприятно. Я считаю, что надо одуматься и не разговаривать на таком языке с нами".

При этом Тосунян добавил, что сейчас на российском банковском рынке присутствует ярко выраженная концентрация, монополизация. "И если кто-то хочет нам пригрозить, то обязательно скажет, что мы по вашим банкам, имеющим международный статус и все монополизировавшим, нанесем удар, — сказал он. — Я не сторонник монополизации, но в данном случае буду защищать наши банки".

"НУЖНЫ ПРЕДМЕТЫ ТОРГОВЛИ"

По мнению Кочеткова, своими действиями Штаты могут доставить России некие неприятности, но какие-то "адские" санкции, как они обещают, придумать сложно.

" Жозеп Боррель

Боррель рассказал, может ли ЕС помешать "Северному потоку-2"

"В целом инструменты давления включают товарные, финансовые, политические и, скажем так, какие-то информационные, — указал эксперт. — От интернета какую-либо страну отключить очень сложно. Политически на нас и так давление оказывается беспрецедентное — даже больше, чем во времена Советского Союза, Александра I, или Петра I. Фактически уже речь идет о том, чтобы включить Россию в число стран — спонсоров терроризма, к которым Соединенные Штаты сами могут принадлежать".

По мнению Кочеткова, весь нынешний "информационный шум", связанный с санкциями, стоит рассматривать в рамках текущих переговоров Россия — США, Россия — НАТО, Россия — ОБСЕ. "То есть, нужны определенные рычаги и предметы торговли. Если их нет, то сложно понять, чем руководствоваться в рамках переговоров. Все это пока стоит рассматривать в рамках переговорного процесса. Никаких реальных действий сейчас ждать не стоит", — подчеркнул эксперт.