МОСКВА, 15 июн — ПРАЙМ, Антон Мещеряков. Россия в настоящее время проводит по-своему уникальный эксперимент по маркировке различных товаров — уже запущены пилотные проекты в отношении шуб, лекарств, табачной продукции и обуви. До 2024 года в России предполагается создание системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров, и ключевую роль в этом проекте играет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), создающий национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров. Об интересе других стран к российскому опыту, сотрудничестве с бизнесом и о разнице между маркированием пачек сигарет и шин в интервью агентству "Прайм" рассказал председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.

- Сейчас маркировка – одна из самых обсуждаемых тем, при этом систем прослеживаемости движения товаров достаточно много. Что лучше: единая система для всех товаров, или отдельные системы, учитывающие специфику всех товарных групп?

— Правительство уже ответило на этот вопрос: в конце апреля было подписано распоряжение, которое определяет модель функционирования системы маркировки. В рамках этой модели предполагается унификация и создание единого массива данных, который позволит принимать оперативные решения. Ситуацию надо оценивать с точки зрения скорости внедрения системы маркировки, с точки зрения возможности ее масштабирования, с точки зрения затрат участников процесса.

Если говорить о ЦРПТ, наша система "Честный знак" изначально создавалась под большое количество товаров. Она не вызывает дополнительных затрат: например, не надо, как в случае с Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС) учета оборота алкогольной продукции, ставить дополнительные модули на кассах. Это проще для торговых сетей, и это крайне важно для потребителей.

Идея в следующем: унифицированную систему можно сделать масштабной, к участию в ней можно подключить потребителей. Ее можно будет продвигать через приложение или сайт, и потребитель будет знать, что существует только одно приложение, а не 50. Тогда в этом будут заинтересованы и производители, которые смогут организовывать в приложении различные промо-акции. В нем будет и достаточное количество информационных сервисов: например, когда вы сканируете лекарство, вы сможете получить инструкцию по его применению. Если же товар нелегальный, вы сможете оставить официальную жалобу.

- Может ли система, которую разработал ЦРПТ, заменить уже имеющиеся системы прослеживаемости и контроля?

— Во-первых, необходимо развивать контрольную деятельность, иначе это будет маркировка ради маркировки. И общественный контроль – это тоже элемент системы. Во-вторых, отвечая на ваш вопрос, решение будет принимать правительство. Сейчас идет эксперимент по маркировке табачной продукции, одна из целей которого – изучить возможность отказа от акцизных марок. Как я сказал ранее, принято распоряжение правительства о единой модели функционирования системы маркировки и общая модель единой маркировки.

- Может ли эксперимент по маркировке пройти для алкоголя?

— Мы считаем, что не нужно чинить то, что работает. У нас пока хватает задач по другим отраслям.

- Правительство определило список из 10 товаров, для которых в 2019 году будет введена обязательная маркировка. Как они будут маркироваться, тем же кодом Data Matrix?

— Система присваивает товару уникальный цифровой код, чтобы можно было отслеживать движение этого товара. Его можно нанести различными способами. Код Data Matrix подходит для высоких скоростей производства, он достаточно дешев. Для каких-то групп товаров, возможно, следует использовать другие средства идентификации – тот же RFID. Но для пачки сигарет он не подходит по целому ряду причин: и технологически, и с точки зрения готовности к нему торговых сетей, и по цене марки.

Валенки

В России начался эксперимент по маркировке обуви. Стоит ли ждать подорожания?

С другой стороны, есть те же шины, где наносить RFID на резину теоретически возможно, однако внедрение такой технологии потребует большого времени. Мы готовы работать с любым типом маркировки, который окажется удобнее для представителей той или иной отрасли.

- Другие страны проявляли интерес к российской системе маркировки?

— Да, конечно. Мы выиграли конкурс Евразийской экономической комиссии на создание концепции системы маркировки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). У каждой страны будет своя система, но при этом у комиссии будет платформа, которая не будет создавать барьеры между странами-участницами. Если говорить про дальнее зарубежье, я не хотел бы называть конкретные страны, но переговоры о сотрудничестве ведутся. Это достаточно интересная технология, и Россия находится в уникальной ситуации. 

- Помимо создания системы маркировки, ЦРПТ разрабатывает единый каталог товаров. Это будет также ваша собственная система, которую компания будет разрабатывать самостоятельно?

— Национальный каталог товаров должен создаваться в тесной связке с бизнесом и сторонними разработчиками. Каталог является важной составляющей нашей единой системы маркировки, создание и ведение каталога закреплено в утвержденных правительством базовых принципах функционирования системы маркировки. Мы не считаем его исключительно внутренним продуктом и выступаем за то, чтобы он разрабатывался вместе с другими участниками рынка, и чем больше союзников с технологиями, с экспертизой мы найдем, тем лучше.

Каталог создается для того, чтобы данные о товарах, в первую очередь маркированных товарах, были унифицированы, а все участники товарооборота получали бесплатный и свободный доступ к этой информации. Один из первых партнеров – крупнейший игрок на рынке розничной торговли России X5 Retail Group. В ближайшее время объявим о партнерстве по каталогу с другими заметными игроками.

- ЦРПТ уже является оператором пилота по маркировке табачной продукции и обуви. Можно ли назвать компанию монополистом в формировании единого каталога товаров?

— ЦРПТ работает по принципу государственно-частного партнерства. Существует утвержденная модель функционирования маркировки в России на базе единого оператора, в соответствии с короткой мы осуществляем свою деятельность. Мировой опыт показывает, что проекты на основе ГЧП всегда внедряются быстрее, чем государственная модель, а излишняя фрагментация рынка сопряжена со сложностями для участников и трудностями в работе с такими международными организациями, как, например, с ЕАЭС.

Для бизнеса нужна предсказуемость. Мы реализуем интересы государства и должны достигать те цели, которые перед нами поставлены. Основная цель — сокращение доли нелегальной продукции. Делается это, в том числе, через повышение конкурентоспособности для легального бизнеса. При создании единого каталога товаров мы открыты к взаимодействию, как с участниками рынка, так и с профильными организациями – Роскачеством, Росаккредитацией и другими.

- Помимо создания системы маркировки вы являетесь производителем оборудования.  Для работы в системе "Честный знак" нужна именно ваша техника, или это не принципиальный момент?

— Рынок оборудования для маркировки абсолютно открытый и конкурентный. Компания "ТрекМарк", созданная ЦРПТ в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций и швейцарской SICPA, локализует оборудование на мощностях Ростеха — концерне "Автоматика" — для снижения его стоимости и сроков поставки. Компания находится в равных условиях с другими производителями и не претендует на монополию.