МОСКВА, 1 июн — ПРАЙМ, Александр Кожемякин. Сегодня в России начался эксперимент по маркировке обуви. Теперь каждой единице товара будет присваиваться уникальный код, а также проводиться регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или импорта до продажи) в информационной системе маркировки. 

В Минпромторге, который является координатором процесса, считают, что маркировка не повлияет на стоимость товаров. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, введение маркировки не отразится на стоимости товаров, поскольку "базовым принципом модели функционирования системы является минимизация затрат участников оборота товаров".

Мнения специалистов о влиянии маркировки на цену разошлись. Несмотря на заверения Минпромторга, отрасль ожидает негативных последствий для бизнеса.

Маркировка товаров в России наполнит бюджет, но не решит всех проблем

МАНТРА МАНТУРОВА

Эксперты табачной отрасли, где с января идет эксперимент по маркировке, отметили, что опыт проходит не совсем гладко. При переходе от эксперимента к практике проблем станет еще больше. Специалисты, в частности, говорят о необходимости сканировать штрих-код каждой пачки сигарет на всем протяжении ее пути от производителя к покупателю. Это довольно затруднительно, если продукция поступает на склад дистрибьютора в паллетах, или вагонах.  

Крупный дистрибьютор может сканировать упаковки на входе только при наличии агрегации, считают эксперты. Вопрос агрегации, то есть маркировки крупных партий товара в различной транспортной упаковке: паллете, контейнере пока до конца не решен. 

Проблемы с агрегацией возникли также в ходе эксперимента по маркировке лекарств, который начался 1 февраля 2017 года.

Эксперты также отмечают, что маркировка не избавит российский рынок от контрафакта. Это подтверждают и опросы. Исследование компании BrandMonitor, к примеру, показало, что 86% россиян лояльны к покупкам контрафактных товаров, а 75% готовы приобретать их в качестве  подарка. 

"Мантрой Мантурова" называют специалисты заявление главы Минпромторга о том, что после введения маркировки покупатель получит легальный товар по старой цене. Затраты производителей, дистрибьюторов и продавцов на покупку необходимого оборудования и программного обеспечения для маркировки товаров лягут на плечи покупателей. В выигрыше окажутся только крупные компании и производители программно-аппаратного оборудования.

ОБУВЬ И МАРКИРОВКА

Введение маркировки на обувь повысит цену максимум на 50 копеек за пару, рассказала агентству "Прайм" представитель Национального обувного Союза Виктория Зыкова. По ее словам, Союз возглавляет экспертную группу по маркировке, в которую входят обувные компании и представители всех направлений обувного бизнеса. Союз, который выступает за "обеление" бизнеса, относится к проекту маркировки с большим интересом и работает в сотрудничестве с Минпромторгом.

Зыкова разъяснила, что маркировка будет наноситься на каждую коробку с обувью, но детали процесса пока неизвестны. Союз ждет методические рекомендации, которые должен разработать Минпромторг.

Член правления НП "Опора" Наталья Демидова, которая входит в рабочую группу Минпромторга по маркировке, рассказала, что группа учла интересы малого, среднего обувного бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. По ее словам, маркировка не повлияет на конечную стоимость обуви. 

Дополнительные затраты на маркировку в сравнении с ценой пары обуви, даже самой дешевой, минимальны, отмечает Демидова. Она объясняет это тем, что на обуви уже стоит штрих-код, а маркировка, которая будет введена, будет двумерной и будет считываться уже существующим оборудованием. С введением маркировки несколько изменится только бизнес-процесс, говорит Демидова. 

Отрасль рассчитывает, что введение маркировки сделает рынок более легальным и увеличит налоговые поступления в бюджет. 

Однако единого мнения о предстоящей маркировке на обувном рынке нет. По словам Анастасии Корнильевой, руководителя проекта Euroshoes, который проводит отраслевые мероприятия для представителей обувного бизнеса, среди отрасли преобладает в основном негативное отношение к маркировке. 

Это связано в первую очередь с тем, что отрасль ожидает удорожания бизнеса.

"Кто бы ни говорил, что маркировка не увеличит цену на обувь, это неверно. Обувь сильно подорожает и для закупщиков, и для покупателей", — считает Корнильева.

Маркировка — это лишние трудозатраты и материалозатраты, говорит специалист.