Много лет назад административно-командные методы менеджмента были нормой. Хороший менеджер лет 50 назад — это такой статист с палкой, который занимался исключительно вопросами функционального назначения: планированием, организацией, контролем и мотивацией. Он должен был поставить задачу, найти ресурсы, проконтролировать и поощрить/наказать в зависимости от результатов. Сейчас прорастают новые формы взаимодействия людей и бизнеса, сотрудник перестает быть зависимым от одного работодателя: возникли биржи, фриланс, удаленная работа. Во многих отраслях монополия работодателя сменяется конкуренцией за ценные ресурсы — психологический договор между сотрудником и работодателем изменился за последнее десятилетие: гибридный график, «ЗОЖная» еда, стажировки, кампусы. Удерживать интеллект и экспертизу сегодня дорого.
 
Второй большой паттерн — новые форматы работы. Лидирует, на мой взгляд, в этом вопросе ИТ с философией Agile. Там есть такая роль, как команда. Кто несет ответственность? Команда. Кто решил, как распределить работу над продуктом? Команда. То есть появляются объединенные роли, в которых одного человека как будто бы и нет, а люди объединяются в малые группы и действуют как единое целое. Agile построен на совместном принятии решений. Если человек не умеет принимать другую точку зрения, доверять и слышать других, он не сможет работать в современных методах сборки ИТ. Бизнес это понимает и перестраивает подход к менеджменту. 
 
В моем понимании, основная задача работы с людьми — создать стимулирующую креативную среду, чтобы сотрудники раскрывали свой потенциал в организации. Современные люди все меньше склонны мириться с обесцениванием и монополией одной точки зрения. Если что-то не так, они меняют работу — для эксперта это не трудно. Он работает у вас, а в рассылке ему еженедельно приходят новые предложения вакансий. Поэтому необходимо создать среду, позволяющую мыслить и творить, в которой интересно и радостно. Сюда входит много элементов: создание различных пространств, где человек себя чувствует безопасно, например, комната отдыха, совместное времяпрепровождение, интервизии, психологи. Все это делается для того, чтобы люди научились взаимодействовать на других уровнях: соматическом, энергетическом, интеллектуальном…. И вот так, постепенно создается общность, в которой у человека рождаются идеи и новые проекты.