Россия и Иран подписали соглашение о строительстве конкурента Суэцкому каналу "Север — Юг"
МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Россия и Иран в среду подписали соглашение по строительству последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", который позволит довозить грузы по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без перегрузки, а развитие мощностей этого проекта, по сути, создаст альтернативу Суэцкому каналу.
Участие в церемонии по видеосвязи приняли президент России Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси. Что еще может больше свидетельствовать о значимости этого проекта? Путин отметил, что перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. В частности, доставка грузов из Санкт-Петербурга, в Мумбаи займет около 10 суток. Время в пути по традиционным торговым маршрутам, привел президент России для сравнения, составляет до 30-45 суток. То есть налицо существенная экономия по срокам и затратам, резюмировал он.
Новую магистраль планируется задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива и Африки. Таким образом, отметил Путин, этот транспортный коридор внесет осязаемый практический вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности.
Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана, отметил президент. Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору "Север-Юг", более интенсивная загрузка портов стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса, появятся новые рабочие места, повысится и инвестпривлекательность регионов, через которые проходит МТК.
ПОСЛЕДНИЙ УЧАСТОК
Речь идет об участке западного маршрута МТК (всего их три) — Астара-Решт. Сейчас железной дороги тут просто нет. То есть можно довезти груз, например, из Санкт-Петербурга до Астары, где граничат Азербайджан и Иран, а далее лишь автотранспортом. А потом опять на железную дорогу. Таким образом, Решт-Астара необходим для полноценной работы железной дороги на всем протяжении коридора на западном маршруте.
Обсуждение строительства этого участка велось несколько лет. Однако особую актуальность коридор приобрел после начала СВО, когда грузопотоки изменили свое направление. Так, в начале 2023 года, выступая на итоговом правлении РЖД, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что российская железнодорожная монополия, как предполагается, примет активное участие в строительстве железнодорожного участка Решт-Астара в Иране.
Весной первый замгендиректора Сергей Павлов рассказывал некоторые подробности. По коридору "Север-Юг" в 2023 году должно быть подписано два межправсоглашения: Иран-Россия и трехстороннее Азербайджан-Россия-Иран. Строить Решт-Астару будут две стороны — российская и иранская, но так как международный транспортный коридор проходит через несколько стран, включая Азербайджан, очень важно и трехстороннее соглашение. Соответственно, один из документов Россия и Иран подписали в среду.
Павлов рассказывал, что участок Решт-Астара будет строиться с двумя типами ширины колеи: 1435 и 1520. Стоимость строительства РЖД оценивали в 1,6 миллиарда долларов, обещая сделать дорогу раньше ожидаемых иранской стороной четырех лет. Вице-премьер РФ Александр Новак после подписания соглашения в среду уточнил, что цена составляет 1,6 миллиарда евро, из них 1,3 миллиарда евро будет госкредит РФ. Сегодня же ожидается подписание документов между коммерческими компаниями, которые займутся строительством этой дороги в Иране.
БОЛЬШЕ ГРУЗОВ
Достройка участка Решт-Астара позволит организовать сквозной маршрут поставок продукции как транзитом в Европу, так и поставки из России в Персидский залив. По сути дела, пояснял Новак, это глобальное изменение транспортных логистических маршрутов. Общий объем грузооборота после реализации проекта по железной дороге составит не менее 15 миллионов тонн в год только транзитных грузов.
"При этом в дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу. Для этого региона, для России, для Ирана этот проект, для стран, которые вокруг Персидского залива, Индии и Пакистана очень важен, поскольку развивает торгово-экономическое сотрудничество и связи между странами", — говорил Новак.
Управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов в беседе с РИА Новости отмечает, что после завершения строительства участка Решт-Астара наконец появится сквозной железнодорожный маршрут на западном маршруте "Север-Юг". Он считает, что в основном по этому маршруту будут возиться грузы в контейнерах. "Всё, что в контейнерах будет", — говорит он.
Первый замгендиректора РЖД Павлов ранее рассказывал, что Россия, Иран и Азербайджан обсуждают создание логистического оператора, который будет работать на западном маршруте "Север-Юг". По его словам, планируется использовать для создания этой компании опыт "ОТЛК-ЕРА". Это железнодорожный оператор России, Белоруссии и Казахстана.
https://1prime.ru/transport/20230517/840618785.html