МОСКВА, 17 мая — ПРАЙМ. Россия и Иран в среду подписали соглашение по строительству последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", который позволит довозить грузы по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без перегрузки, а развитие мощностей этого проекта, по сути, создаст альтернативу Суэцкому каналу.

Президент РФ В. Путин встретился с президентом Киргизии С. Жапаровым

Путин принял участие в подписании соглашения о железной дороге Решт-Астара

Участие в церемонии по видеосвязи приняли президент России Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси. Что еще может больше свидетельствовать о значимости этого проекта? Путин отметил, что перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. В частности, доставка грузов из Санкт-Петербурга, в Мумбаи займет около 10 суток. Время в пути по традиционным торговым маршрутам, привел президент России для сравнения, составляет до 30-45 суток. То есть налицо существенная экономия по срокам и затратам, резюмировал он.

Новую магистраль планируется задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива и Африки. Таким образом, отметил Путин, этот транспортный коридор внесет осязаемый практический вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности.

Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана, отметил президент. Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору "Север-Юг", более интенсивная загрузка портов стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса, появятся новые рабочие места, повысится и инвестпривлекательность регионов, через которые проходит МТК.

ПОСЛЕДНИЙ УЧАСТОК

Речь идет об участке западного маршрута МТК (всего их три) — Астара-Решт. Сейчас железной дороги тут просто нет. То есть можно довезти груз, например, из Санкт-Петербурга до Астары, где граничат Азербайджан и Иран, а далее лишь автотранспортом. А потом опять на железную дорогу. Таким образом, Решт-Астара необходим для полноценной работы железной дороги на всем протяжении коридора на западном маршруте.

Здание с антиамериканским лозунгом в Тегеране

В Иране рассчитывают на запуск коридора "Север-Юг" до 2025 года

Обсуждение строительства этого участка велось несколько лет. Однако особую актуальность коридор приобрел после начала СВО, когда грузопотоки изменили свое направление. Так, в начале 2023 года, выступая на итоговом правлении РЖД, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что российская железнодорожная монополия, как предполагается, примет активное участие в строительстве железнодорожного участка Решт-Астара в Иране.

Весной первый замгендиректора Сергей Павлов рассказывал некоторые подробности. По коридору "Север-Юг" в 2023 году должно быть подписано два межправсоглашения: Иран-Россия и трехстороннее Азербайджан-Россия-Иран. Строить Решт-Астару будут две стороны — российская и иранская, но так как международный транспортный коридор проходит через несколько стран, включая Азербайджан, очень важно и трехстороннее соглашение. Соответственно, один из документов Россия и Иран подписали в среду.

Павлов рассказывал, что участок Решт-Астара будет строиться с двумя типами ширины колеи: 1435 и 1520. Стоимость строительства РЖД оценивали в 1,6 миллиарда долларов, обещая сделать дорогу раньше ожидаемых иранской стороной четырех лет. Вице-премьер РФ Александр Новак после подписания соглашения в среду уточнил, что цена составляет 1,6 миллиарда евро, из них 1,3 миллиарда евро будет госкредит РФ. Сегодня же ожидается подписание документов между коммерческими компаниями, которые займутся строительством этой дороги в Иране.

БОЛЬШЕ ГРУЗОВ

Достройка участка Решт-Астара позволит организовать сквозной маршрут поставок продукции как транзитом в Европу, так и поставки из России в Персидский залив. По сути дела, пояснял Новак, это глобальное изменение транспортных логистических маршрутов. Общий объем грузооборота после реализации проекта по железной дороге составит не менее 15 миллионов тонн в год только транзитных грузов.

"При этом в дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу. Для этого региона, для России, для Ирана этот проект, для стран, которые вокруг Персидского залива, Индии и Пакистана очень важен, поскольку развивает торгово-экономическое сотрудничество и связи между странами", — говорил Новак.

Управляющий партнер ООО "Инфра Проекты" Алексей Безбородов в беседе с РИА Новости отмечает, что после завершения строительства участка Решт-Астара наконец появится сквозной железнодорожный маршрут на западном маршруте "Север-Юг". Он считает, что в основном по этому маршруту будут возиться грузы в контейнерах. "Всё, что в контейнерах будет", — говорит он.

Первый замгендиректора РЖД Павлов ранее рассказывал, что Россия, Иран и Азербайджан обсуждают создание логистического оператора, который будет работать на западном маршруте "Север-Юг". По его словам, планируется использовать для создания этой компании опыт "ОТЛК-ЕРА". Это железнодорожный оператор России, Белоруссии и Казахстана.