МОСКВА, 27 мар — ПРАЙМ. Новые, пятый и шестой российские атомные ледоколы проекта 22220, планируется заложить на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге, соответственно, в мае 2024 года и в октябре 2025 года, сообщил в интервью РИА Новости заместитель директора Дирекции Северного морского пути госкорпорации "Росатом" Максим Кулинко. 

Росатом на Международной промышленной выставке "Иннопром-2022"

"Росатом" разработал федпроект по круглогодичному судоходству на Севморпути

"Планируем, что в мае 2024 года будет заложен пятый ледокол, а в октябре 2025 года – шестой", — сказал Кулинко.

"Мы контракты на них заключили по схеме смешанного финансирования, поровну бюджет и внебюджет. Правительство определило объемы выделяемых средств из бюджета на три года, а госкорпорация — свои источники финансирования. Бюджетные инвестиции в строительство этих двух ледоколов, которые будут работать в акватории Северного морского пути, запланированы в объеме 58,9 миллиарда рублей", — добавил собеседник агентства.

Атомные ледоколы проекта 22220 мощностью 60 МВт в настоящее время являются самыми большими и мощными в мире. Длина ледоколов составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Эти ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Они будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

По проекту, который реализуется с 2013 года, уже построены три атомохода – "Арктика" (головной), серийные "Сибирь" и "Урал" вошли в состав атомного ледокольного флота России, сейчас на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге сооружаются атомоходы "Якутия" и "Чукотка".

ПЛАВУЧИЕ АЭС

"Газпрому" было бы выгоднее снабжать свои перспективные проекты в Арктике электроэнергией с плавучих атомных блоков, и "Росатом" прорабатывает такие возможности, рассказал Кулинко. 

Завод химических концентратов

Россия и Китай подготовят дорожную карту сотрудничества в атомной сфере

По его словам, у крупных инвесторов, работающих в Арктике, интерес к плавучим АЭС "однозначно есть".

"На наш взгляд, плавучие атомные энергоблоки более всего могли бы подойти для "Газпрома", — отметил Кулинко. "Газпрому" с точки зрения своих перспективных проектов чисто технологически выгоднее работать с "Росатомом", а не строить свои газовые турбины, и за счет атомных технологий получать довольно дешевую по северным меркам электроэнергию", — добавил он.

По словам Кулинко, "соответствующая работа "Росатомом" ведется". "Но я пока не уполномочен раскрывать подробности", — уточнил он.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ

"Росатом" изучает возможности привлечения компетенций верфей из Китая и Турции для строительства в России ледоколов, в том числе неатомных, сообщил Кулинко. 

Радиация

США приступили к зачистке рынка от российского мирного атома

С учетом того, что атомные ледоколы проекта 22220 уже "неплохо себя зарекомендовали" на Северном морском пути, ведется "серьезная проработка" вопроса о том, какие нужно построить дополнительные ледоколы исходя из перспективы грузопотока на СМП в 150 миллионов тонн на 2030 год, отметил собеседник.

"Ключевых потребителей ледокольных услуг у нас на сегодня три. Это "Норникель", "Новатэк" и "Роснефть". Каждый, с учетом того, что они реализуют в прибрежной территории СМП крупные инвестиционные проекты, видит необходимость постройки по два неатомных ледокола под свои проекты. И вот исходя из географических особенностей реализации проектов и логистики вывоза продукции, идет обсуждение того, какими характеристиками должны обладать новые ледоколы", — пояснил он.

"Если объяснять, что называется, на пальцах, то ширина корпуса ледокола и ширина канала, который он должен прокладывать во льду, — это ключевой аспект. Потому что каждый инвестор планирует свои суда под тот канал, который сможет прокладывать ледокол", — добавил собеседник агентства.

Второй аспект – это мощность и дальность действия ледоколов, отметил Кулинко.

"Если мы говорим, что эти ледоколы не должны быть линейными, — это одна ситуация. Если мы говорим, что они должны быть линейными, и прокладывать каналы в восточном направлении СМП, то это накладывает соответствующие технические требования и по автономности, и по запасу топлива, и по экипажу и по всему остальному", — сказал он. 

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров

Мантуров рассказал о ходе строительства АЭС "Эль-Дабаа" в Египте

По словам Кулинко, пока на сегодняшний день ведется проработка перспектив того, что "Роснефть" и "Норникель" объединят свои усилия и будут построены четыре ледокола единого проекта ЛК-40.

"Они могут быть неатомного типа. Во всяком случае, коллег устраивают те характеристики, которые во многом могут быть взяты от текущих атомных ледоколов и которые могут быть построены на судостроительном комплексе "Звезда" в Приморье. Что касается "Новатэка", мы с ним тоже активно ведем обсуждение", — добавил собеседник агентства.

"Спасибо Минпромторгу, который активно включен в эту работу. Исследуются возможности как отечественной промышленности, так и возможности привлечения компетенций иностранных верфей для того, чтобы эти ледоколы были построены на отечественных мощностях", — сказал Кулинко.

По его словам, это "Турция, Китай". "У обеих стран есть компетенции. И та, и другая страна, по нашему запросу, предоставили свои предложения", — пояснил он.

Но важно понять экономику и сроки строительства ледоколов для того, чтобы к 2030 году имелся достаточный ледокольный "кулак", который позволил бы достичь целевых показателей по перевозке грузов по Севморпути, подчеркнул Кулинко.

Полностью текст интервью читайте на сайте ria.ru в 11.00.