МОСКВА, 17 янв — ПРАЙМ. Мечты евробюрократов об отказе России от компенсационных платежей за полеты над Сибирью на фоне противозаконных санкций и недружественных шагов ЕС выглядят максимально несбыточно, заявил РИА Новости исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Аэропорт

Авиакомпания Fly Arna запустит рейсы в Новосибирск с 7 февраля

Руководитель генерального директората по транспорту Еврокомиссии Хенрик Хололей в понедельник заявил, что Россия должна перестать взимать плату с иностранных авиакомпаний за использование воздушного пространства над Сибирью после снятия ограничений на полеты, введенных из-за конфликта на Украине.

"В 2023 году, на фоне противозаконных санкций, введенных ЕС в отношении российской авиаиндустрии, на фоне многочисленных недружественных шагов со стороны ЕС можно констатировать, что мечты евробюрократов об отказе от компенсационных платежей выглядят максимально несбыточно. И если они хотят приблизить этот момент, им стоит радикально пересмотреть политику ЕС в отношении России", — прокомментировал Пантелеев.

Он напомнил, что механизм компенсационных платежей был предложен еще во времена СССР иностранными перевозчиками.

"По своей сути это плата, которая компенсирует российским перевозчикам, имеющим коммерческие права на линиях между Азией и Европой, отказ от использования этих прав. Кроме того, часть этой платы — компенсация за отказ от промежуточной посадки в Москве, что было одним из условий для иностранных авиакомпаний при выполнении полетов между Европой и Азией по кратчайшему маршруту", — пояснил эксперт.

Соответственно, отметил он, платежи получают авиакомпании, которые являются назначенными перевозчиками с российской стороны. Российское правительство напрямую не является стороной таких договоров.

"Вопрос об отказе от механизма компенсационных платежей поднимается европейскими чиновниками и авиакомпаниями уже не первое десятилетие. Ближе всего стороны подошли к разрешению этого вопроса примерно 10 лет назад, когда между ЕС и Россией шел плотный диалог о максимальной либерализации воздушного сообщения. Однако тогда компромисс не был найден", — напомнил Пантелеев.

Эксперт полагает, что в будущем отказ от этого механизма возможен в одном из двух случаев. Первый — если российские авиакомпании будут в полном объеме использовать свои коммерческие права на линиях Азия-Европа, тогда они будут сами зарабатывать, составляя конкуренцию европейским авиакомпаниям. Второй — если отношения между Россией и Западом не просто нормализуются, а будет полноценная интеграция, при которой российская авиаиндустрия сможет стать частью европейского "открытого неба".