МОСКВА, 13 дек — ПРАЙМ. Российский рынок лизинга в этом году продемонстрировал восстановление после COVID-кризиса, при этом наибольшим спросом, как и годом ранее, пользовались автомобили. В следующем году российские лизингодатели, опрошенные РИА Новости, ожидают смещения векторов в пользу железнодорожного и авиатранспорта, а также дальнейшего развития лизинга морских судов, IT-оборудования и спецтехники.

Движение автомобилей на 27 км МКАД в Москве

"ВТБ Лизинг" запускает подписку на автомобили для физлиц

Как сообщила младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Зоя Советкина, аналитики ожидают взрывного роста лизингового рынка РФ по итогам года — на 55%, в итоге он превысит 2 триллиона рублей. С этими выводами согласен глава группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин: по его оценке, к концу года рынок достигнет рекордных 2 триллионов рублей с ростом порядка 40% к 2020 году.

В свою очередь директор филиальной сети ООО "Интерлизинг" Анна Голикова ожидает роста не более чем на 30-35% из-за дефицита техники в четвертом квартале. А гендиректор "ВТБ Лизинга" Дмитрий Ивантер полагает, что рост по итогам года может составить всего 15% с дальнейшим увеличением в среднем на 10% в год.

ЛЕГКОВУШКИ ЗАКРОЮТ ГОД

Ивантер и Калинкин говорят, что лидером года снова стал легковой автотранспорт, несмотря на дефицит машин на рынке и продолжающийся рост цен. "В целом мы рассчитываем, что в этом году новый бизнес автолизинга вырастет на 35%", — прогнозирует Ивантер.

Калинкин ожидает возможного замедления темпов роста этого сегмента в 2022 году на фоне дефицита авто и эффекта высокой базы текущего года, но это "не окажет влияния на смещение доли сегмента в целом". Такого же мнения придерживаются в "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК), добавляя, что динамику автолизинга будет сдерживать значительный рост цен на технику.

ГТЛК в этом году, помимо авто, фиксирует рост лизинга телекоммуникационного оборудования, железнодорожной техники и восстановление авиа-сегмента на фоне всплеска внутреннего туризма. "Однако на этом рынке, как и на рынке пассажирских перевозок наземным городским транспортом, может сказаться введение в ряде регионов обязательных QR-кодов", — отмечают в ГТЛК. Там не исключают, что перевозчикам может понадобиться дополнительная господдержка.

Еще одним лидером года эксперты называют строительную и спецтехнику. Так, Голикова говорит, что лизинг строительной техники в январе-сентябре вырос вдвое, а Ивантер отмечает спрос на спецтехнику, в основном за счет господдержки и активной реализации крупных инфраструктурных проектов. По его мнению, эта тенденция продолжится. Калинкин также полагает, что спрос на лизинг спецтехники продолжит расти. "Этот сегмент показывает двузначные темпы роста последние несколько лет", — отмечает он.

СПРОС ПОДСТЕГНЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Практически все лизингодатели сошлись во мнении, что наибольшим спросом в новом году будет пользоваться авиационная, железнодорожная и водная техника, хотя и автолизинг не стоит сбрасывать со счетов.

Советкина полагает, что авиализинг вырастет вследствие более активной разморозки планов по обновлению парка авиаперевозчиков и поставки отечественных самолетов, хотя выявление новых штаммов COVID "вносит повышенную неопределенность в динамику как авиализинга, так и лизингового рынка в целом". Такого же мнения придерживаются в ГТЛК.

Там так же, как и Ивантер и Калинкин, видят перспективы роста лизинга водного транспорта за счет имеющегося спроса на сухогрузы, выбытия значительного объема судов и необходимости обновления устаревшего флота.

Также в ГТЛК ожидают роста лизинга железнодорожной техники. "Однако здесь важно не допустить перепроизводства вагонов", — отмечают в компании.

"Основным драйвером роста лизинга в 2022 году станет железнодорожный сегмент, сменив автомобильный. Положительная динамика в нем будет обусловлена восстановлением спроса на сырьевые товары, а также ростом цен на энергоносители и экспорт угля по железной дороге", — говорит Ивантер.

В свою очередь в "Интерлизинге" не исключают, что дефицит техники будет сдерживать рост новых продаж. По словам Голиковой, на фоне повышения ключевой ставки продолжится тренд на рост конкуренции в отрасли, и маржинальность лизинговых компаний может снизиться. "На следующий год также запланирована господдержка продаж колесной и строительной техники, что окажет свое существенное влияние на показатели по этим видам", — добавила она.