Россия не собирается полностью выходить из системы МДП с 1 декабря
МОСКВА, 29 ноя - Прайм. Россия полностью не выйдет из системы МДП (международные дорожные перевозки, TIR), несмотря на расторжение ФТС РФ с 1 декабря 2013 года гарантийного соглашения с Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП); книжки МДП, в частности, могут использоваться для транзитных перевозок через территорию страны.
Система МДП работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме. В России книжки перевозчикам продает АСМАП, которую ФТС обвиняет в задолженности перед бюджетом в 20 миллиардов рублей.
Российская таможня намерена с 1 декабря полностью прекратить сотрудничество с АСМАП и отказаться от книжек МДП, выдаваемых этой организацией при осуществлении перевозок на территорию России, а автоперевозчики должны будут предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если машина не доедет до заявленного грузополучателя.
"Мы не отменяли книжки МДП, как субъект они существуют. Они работают на территории сопредельных стран, они остаются и для обеспечения транзитных перевозок через территорию Российской Федерации", - сказал глава ФТС Андрей Бельянинов, выступая на пресс-конференции.
ПРЕССИНГ ОТ ДЕЛОВЫХ
Одним из главных противников разрыва отношений между ФТС и АСМАП было и остается бизнес-объединение "Деловая Россия", которое считает, что надо отложить решение на срок не менее полугода и подготовить безболезненный переход на другой способ обеспечения уплаты таможенных платежей.
Более того "Деловая Россия" призвала объединить усилия всех бизнес-сообществ, чтобы добиваться отсрочки принятия решения об отмене книжек МДП, выдаваемых АСМАП, на несколько месяцев и за это время подготовить другие механизмы, которые бы помогли безболезненному переходу на иной способ обеспечения.
Отмена книжек МДП приводит к увеличению количества недоставленного товара. А это, в свою очередь, приведет к контрабанде. Таким образом, все благие начинания, которые были введены в рамках дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования, могут быть сведены к нулю, говорил член генсовета "Деловой России" Михаил Розенфельд.
Накал страстей был настолько большим, что в среду у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова состоялось совещание по этому вопросу. Однако, несмотря на заявления некоторых СМИ, власти РФ не принимали никаких решений о продлении соглашения с АСМАП. "Никаких решений не принималось, просто обсуждались две разные позиции - о возможности переноса сроков на 1 июня и о вступлении новой системы с 1 декабря", - сказал агентству "Прайм" чиновник, принимавший участие в совещании.
Со своей стороны Бельянинов сообщил, что ФТС не получала от правительства никаких поручений по изменению сроков перехода на новую систему гарантий. "Мы пока еще не получили официально сформулированное поручение. Во-вторых, никто не снимал с нас наше требование по уплате задолженности (АСМАП перед таможней - ред.). Кстати, мы стали разбираться еще более подробнее, и оказалось что АСМАП сам никаких решений по возмещению ущерба не принимал, <...> в этой ситуации АСМАП доказал свою полную несостоятельность, как гарантирующее объединение", - сказал Бельянинов.
ОТ МДП НЕ УЙТИ
Сама АСМАП подтверждает слова таможенников и заверяет российских перевозчиков, что даже в случае расторжения ФТС России с 1 декабря гарантийного соглашения с ассоциацией, книжки МДП все равно будут действовать в РФ, и АСМАП продолжит их выдавать российским перевозчикам.
"Указанные книжки МДП могут быть использованы, в том числе, при перемещении товаров в РФ через белорусский участок внешней границы Таможенного союза, поскольку белорусские таможенные органы продолжают принимать такие книжки МДП к оформлению. Кроме этого, решения ФТС России не распространяются на экспорт товаров из РФ. Также книжки МДП могут использоваться российскими перевозчиками для перевозок товаров по территориям иных стран-участниц конвенции МДП", - говорится в сообщении на сайте организации.
В свою очередь Еврокомиссия 27 ноября опубликовала памятку для европейских перевозчиков, как с 1 декабря действовать на территории России. В частности ЕК напоминает, что конвенция МДП не может применяться на территории, не покрываемой гарантией национального объединения автоперевозчиков. "Это означает, что в дальнейшем будет невозможно применять книжки МДП для товаров, которые будут напрямую транспортироваться в Россию или из нее. Для транзитных операций на территории ЕС могут использоваться только транзитные процедуры Евросоюза", - говорится в сообщении.
В отношении транзита через территорию РФ книжки МДП могут применяться, так это оговорено конвенцией, подтверждает ЕК. Еврокомиссия советует участникам ВЭД учесть различия в таможенных процедурах между ЕС и Россией при транспортировке товаров между странами.
СВОЯ СИСТЕМА ТРАНЗИТА
Российские автоперевозчики с 1 ноября могут в рамках трехмесячного эксперимента работать без обеспечения гарантий транзита. Чтобы попасть в список компании должны осуществлять не менее 50 международных автомобильных перевозок в течение года, иметь не менее пяти собственных автотранспортных средств и не менее года опыта перевозок товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита. Отдельным условием является отсутствие нарушений таможенных правил и неуплат платежей.
Более того в октябре Шувалов заявил о том, что Россия инициирует разработку в Таможенном союзе своей системы транзита без использования книжек МДП. По его словам, она будет действовать по аналогии с такими же правилами, которые существуют в Евросоюзе. Шувалов отметил, что ФТС надо проработать этот временный механизм.
Однако тогда это предложение не встретило поддержки ни у казахских, ни у белорусских перевозчиков. Заместитель генерального секретаря Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО) Александр Денисенко заявил, что ничего лучше системы МДП пока еще не придумали и выразил надежду, что этот вопрос еще будет обсуждаться.
Замглавы Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Верховец отметил, что и БАМАП поддерживает ситуацию, при которой международные перевозки осуществляются в соответствии с конвенцией МДП. По мнению Верховца, осуществление транзитных перевозок в рамках конвенции МДП является "наиболее беспрепятственным и оптимальным способом транзита грузов автомобильным транспортом по территории не только России и Белоруссии, но и в целом по территории 49 государств, участвующих в конвенции МДП".
Самое интересное, что с казахскими и белорусскими перевозчиками согласны и российские таможенники. "Она (система МДП – ред.) хорошая, мы из нее не должны никоим образом уходить. У нас хороший пример перед глазами с Евросоюзом, там никаких проблем с уплатами платежей нет", - отмечает Бельянинов.
ГУМАННЫЙ ПЕРЕХОД
ФТС с 14 сентября перевела на новую систему гарантий перевозки через таможни Сибири и на Дальнем Востоке, 24 сентября - через Приволжский федеральный округ, затем с 28 октября распространила свое решение на Южное таможенное управление (граница с Украиной), а также на Домодедовскую, Шереметьевскую и Внуковскую таможни. Позже, 12 ноября, режим новых гарантий начал применяться для транзитных перевозок Центрального таможенного управления, а с 19 ноября - на Псковской, Себежской и Кингисеппской таможни, подчиненные Северо-Западному управлению.
По мнению представителей "Деловой России", переход на новую систему гарантирования во многих регионах пока привел только к удорожанию, усложнению процедур и увеличению очередей на таможенных постах. В конце октября более 300 грузовиков скопилось в пробках на границы РФ и Украины в пунктах пропуска из-за того, что часть перевозчиков оказалась не готова к введению новых правил пересечения границы.
Однако такого ажиотажа на других направлениях не наблюдалось. "Те меры, которые были сейчас нами предприняты, не вызвали никаких сложностей ни у транспортников, ни у участников бизнеса, ни у отправителей. В частности, на Северо-Западе все проходит и прошло гуманно, на мой взгляд. Более того, вскрыло наши дополнительные резервы: наши таможенники стали более ответственно относиться к своим обязанностям. Пропускная способность отдельных пунктов пропуска выросла", - сказал Бельянинов.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/transport/20131129/771801026.html