Apple начинает принимать заказы на "умные часы"
МОСКВА, 7 апр - ПРАЙМ, Афанасий Емельянов. Через 5 лет после явления миру iPad Apple запускает новую линейку товаров - Apple Watch. Попробуем разобраться, что в результате может выиграть компания и каковы перспективы "умных часов" в качестве нового конкурентного рынка.
Заказы на Apple Watch начинают приниматься 10 апреля. В этот же день будущие пользователи смогут протестировать продукт, а розничная продажа стартует 24 апреля. Цена варьируется от 350 до 17.000 долларов в зависимости от модели (Sport, Watch, золотые Edition). Помимо функции собственно часов и разрекламированного фитнес-трекинга Apple Watch предоставляет: управление сообщениями и звонками; технологию Apple Pay; навигацию; распознавание речи; голосовые уведомления о событиях; дополнительные функции вроде ключей от машины, регистрации в отелях и аэропортах; и, конечно же, специальный магазин приложений iWatch.
Внушительный список, однако прошедшая 9 марта презентация многих разочаровала. Цена не щадит кошелек потребителя, польза функций неочевидна, да еще и автономным гаджет не является и работает лишь при наличии iPhone не древнее пятой серии. Бросается в глаза и другой недостаток, особенно в сравнении с показателями конкурентов - Apple Watch заявляет 18 часов работы батареи, и это максимум.
Не стоит обманываться противоречивыми дискуссиями и разгромными обзорами в медиа. iPad в свое время получил аналогичный прием, а в результате за первые 9 месяцев Apple превысил прогнозы по продажам планшетов в два раза.
Отношение целевой аудитории
Более предметной (хотя и не намного более объективной) будет оценка опросов целевой аудитории. По данным Credit Suisse (CS), 10% пользователей iPhone уверены, что купят Apple Watch (9% ответили, что скорее купят, 21% - возможно, купят). CS оценивают базу пользователей iPhone в 400 млн. Таким образом, если верить опросам, Apple может рассчитывать на продажу 40 млн "умных часов" в 2015 году (CS, тем не менее, не меняет свой изначальный консервативный прогноз в 20 млн). К следующему году ожидается прирост базы еще на 110 млн человек, что даст и дополнительные продажи Watch.
Согласно опросам Reuters/Ipsos, новинку готовы приобрести аж 40% владельцев iPhone в США, коих BTIG оценивает в 100 миллионов. То есть уже 40 млн продаж в одних США? Тот же опрос показал, что 17% владельцев iPhone "очень заинтересованы" в покупке Watch (10% - из всех опрошенных). Нужно учесть, что погрешность прикидок Ipsos весьма велика.
Впрочем, даже 10% будущих обладателей Watch из опроса CS плюс возможные 9% дают от 40 млн до 76 млн продаж, что существенно больше последних средних прогнозов по рынку.
Кроме прикидок объемов продаж из опросов можно почерпнуть еще две важные цифры. Во-первых, почти половина опрошенных пользователей iPhone знают о предстоящем запуске продажи компанией нового продукта. Это ощутимо выше, чем для других продуктов Apple - результат широкой рекламной кампании. Свою роль сыграло и новое приложение для синхронизации Apple Watch, появившееся в обновленной iOS - тут уж поневоле узнаешь. Во-вторых, более половины пользователей считают, что в будущем "умные часы" станут такой же повседневностью, как смартфоны. Очевидно, исходные данные для захвата этого будущего рынка лучше именно у Apple, и отсутствие статуса первопроходца вряд ли станет для компании помехой. Что интересно, еще в прошлом опросе Ipsos больше половины респондентов назвали "умные часы" преходящим явлением. Рынок рождается буквально у нас на глазах.
Конкуренты
Естественно, создать рынок - еще полдела. Удержать его будет сложнее. С выходом "умных часов" Apple Аналитики IDC ожидают всплеск интереса и к продукции конкурентов и отдают Apple Watch весомые, но не сокрушитеьлные 62% рынка в 2015 году. Если учесть, что в 2014 году в мире было продано всего 4,6 млн "умных часов", в 2015 году конкуренты Apple Watch действительно могут серьезно выиграть от их запуска.
А конкурентов - действующих и будущих - более чем достаточно: Pebble, Asus ZenWatch, Sony SmartWatch 3, Samsung Gear S, Moto 350, Huawei Watch, LG G Watch R и еще целый батальон фитнес-трекеров. Наконец, известный швейцарский производитель часов TAG Heuer совместно с Intel и Google напрямую бросил вызов Apple Watch и намеревается создать "умные часы" в люксовом сегменте.
Вклад в прибыль и капитализацию
Как бы ни сложилась конкурентная борьба, уже сейчас видно, что Apple Watch будет коммерчески успешным для компании проектом по крайней мере на начальном этапе. Консервативный прогноз CS в 20 млн проданных часов в 2015 году и 30 млн в 2016 году при средней цене в 500 долларов дает Apple 10 и 15 млрд долларов к выручке соответственно, то есть около 5 и 7,5 млрд долларов прибыли - при прогнозе общей прибыли Apple в 92 и 97 млрд долларов соответственно.
И это снова консервативный прогноз. Опросы показали, что пользователи iPhone готовы в среднем платить за Watch 830 долларов. Кроме того, есть среди опрошенных и те, кто не имеет iPhone, но Apple Watch заинтересовался. Надо полагать, что вскоре заинтересуется и iPhone - как известно, экосистема Apple затягивает, как зыбучий песок.
Как итог, именно старт продаж Apple Watch наряду с неожиданно высокими заказами на более маржинальные iPhone 6 позволяет CS повысить годовой прогноз по стоимости акции компании до 145 долларов. При этом средняя планка по рынку - 140 долларов, максимум - 180 долларов у Cantor Fitzgerald. Выход Apple Watch, вполне возможно, еще не до конца заложен рынком в стоимость акций. В то же время нужно учитывать, что в прошлом не было явной корреляции между моментами выпуска новых iPad или iPhone и затяжным ростом или спадом стоимости ее акций (смотри график).
Бренд Apple также, скорее всего, прибавит в стоимости. Любой новый продукт внутри вселенной компании укрепит ее позиции в сердце мак-наци - это уж как минимум, - да и вообще способствует повышению коэффициента удержания клиентов, который у Apple и так невероятно высок для индустрии гаджетов. Людям трудно менять удобную систему, связывающую несколько устройств повседневного пользования, и новый ее элемент будет еще одним аргументом против перехода на другую платформу.
Привлечение клиентов
Вне "территории владения" Apple, как уже говорилось, все не так понятно. Apple Watch пока что вряд ли сможет стать флагманом привлечения новых поклонников бренда. Конечно, Apple выиграет у других "умных часов" в "мощностях" производства приложений: по словам представителей компании их уже тысячи. Многие крупные корпорации, например Nike, BMW, American Airlines, уже имеют свои специализированные приложения для Apple Watch.
Но пока этого недостаточно, чтобы заставить забыть об имеющихся недостатках, выбросить свои гаджеты и рвануть в магазин за комплектом Apple Watch + iPhone. Не стоит также забывать, что индустрии собственно наручных часов больше ста лет, и менять отношение к их функциям в глазах потребителей будет сложнее, чем это удалось смартфону, пришедшему на смену простому мобильнику.
Будущее
Ближайшая перспектива для Apple Watch безоблачна. Хорошая новость пришла от американских регуляторов. Представитель FDA заявил: здоровье, в том числе фитнес, превыше всего и пока что подвергать жесткому регулированию "умные часы" ведомство не станет.
Да, Apple может спокойно обживать новую территорию, переползая из вашей сумки или кармана на запястье. Эту цель и преследует компания. CEO Тим Кук не скрывает: Apple разработал более "персональное" устройство и хочет быть "ближе" к пользователю. В переводе на прагматичный язык: Apple хочет обжить те закоулки вашей жизни, куда компания еще не смогла добраться. iPhone в кармане или сумке просит внимания - а "умные часы" от Apple на запястье его требуют.
И здесь встает очень важный вопрос для будущего Apple Watch, а может быть, и всей Apple: готовы ли потребители к таким интимным отношениям с компанией уже сейчас? А если нет, то будут ли готовы в ближайшем будущем?
https://1prime.ru/telecommunications_and_technologies/20150407/806873630.html