МОСКВА, 26 дек — ПРАЙМ. Половина крупнейших российских компаний отметила улучшение состояния бизнеса, а три четверти рассчитывают, что в 2023 году ситуация сохранится или даже улучшится, говорится в исследовании консалтинговой компании "Яков и партнеры" (партнеры бывшего российского подразделения McKinsey) CEO Barometer за 2022 год.

Страница социальной сети "Вконтакте" на экране планшета

Во "ВКонтакте" отметили рост числа активных бизнес-сообществ за 2022 год

"Половина лидеров российского бизнеса (49%) отметили улучшение состояния их бизнеса за последние шесть месяцев, что может говорить о восстановлении настроений в российской экономике после череды санкций", — указывают авторы исследования. Вместе с тем, для 27% опрошенных ситуация не изменилась, а для 24% ухудшилась.

При этом исследование показало неравномерное влияние текущей ситуации на разные отрасли. "Наиболее оптимистично оценили текущее состояние своих компаний представители банковской отрасли, ИТ и телекома, а также розничной торговли и электронной коммерции. При этом 36% представителей добывающих и обрабатывающих отраслей заявили об ухудшении обстановки", — отмечается в сообщении.

Говоря о перспективах своей компании в ближайшие шесть месяцев, более 75% респондентов выразили уверенность в улучшении или сохранении текущего состояния в ближайшие полгода. Самыми позитивными тут также стали представители банковской отрасли, ИТ и телекома, более негативный прогноз высказали представители энергетики и металлургии, подсчитали в "Яков и партнеры".

"Наши данные говорят о восстановлении некоторых отраслей после событий этой весны, а также отражают определенные негативные ожидания добывающих отраслей в связи с возможным снижением производственной активности в целом по миру. При этом российский бизнес успешно пережил первичный шок и оптимистично смотрит в будущее", — резюмирует партнер "Яков и партнёры" Елена Кузнецова.

Среди главных вызовов абсолютное большинство респондентов назвали внешнеторговые запреты и перспективы расширения санкций — на них указали 63% опрошенных. Меньше всего представителей бизнеса беспокоят снижение покупательной способности внутри страны, инфляция и климатические изменения.

"Характерным для 2022 года стало резкое смещение фокуса лидеров компаний на вопросы, связанные с возможностью вести внешнеторговые отношения, а также с привлечением квалифицированных кадров. При этом темы, в последние несколько лет находившиеся высоко на публичной повестке, такие как экология, COVID-19 или условия для малого и среднего бизнеса, сейчас значимы лишь для менее чем 5% респондентов. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшее время мы увидим значительные усилия со стороны крупного российского бизнеса в сторону диверсификации международных связей", — отмечает руководитель аналитического центра компании Влада Богданова.

Несмотря на то, что сокращение затрат и адаптация цепочек поставок оказались приоритетом для более чем трети опрошенных, крупнейшие компании не растеряли аппетит к инвестициям и развитию бизнеса. В числе приоритетов на ближайшие шесть месяцев многие руководители компаний назвали рост выпуска продукции и услуг, выход на новые географические рынки, запуск новых инвестпроектов.

В опросе приняли участие 115 руководителей компаний всех основных отраслей российской экономики с оборотом более 1 миллиарда рублей.