"Украина.ру": промышленная отрасль Украины падает по ведущим направлениям
МОСКВА, 5 дек — ПРАЙМ. Промышленность Украины столкнулась с серьезными проблемами еще до кризиса, связанного с пандемией коронавируса — в 2018 году, когда объемы производства ушли в "красную зону" вперые с 2015 года. Сейчас показатели продолжают падать. О причинах коллапса рассказывает издание "Украина.ру".
Деиндустриализация Украины — результат ряда неверных шагов. Как сообщает СМИ, главные из них следующие:
- Подписание Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европой. Как следствие — разрыв экономических связей со странами СНГ и, как результат, утрата рынков;
- Вступление в 2008 году в ВТО на невыгодных условиях. Целью ставилось вступление в организацию раньше России, но в итоге внутренний рынок пострадал от наплыва конкуретного импорта;
- Снижение инвестиционной активности на украинском рынке и падение продаж на россисйском рынке, который являлся ключевым, также способствовали падению производства и реализации товаров;
- Неспособность многих машиностроительных предприятий переориентироваться на экспорт;
- Падающие трудовые ресурсы: отток рабочей силы, сокращение населения, низкая производительность, большой теневой сектор экономики;
- Остановка промпроизводства в ряде регионов вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта.
Из-за промышленного спада экономика страны теряет от 0,6 до 2,6% ВВП каждый квартал. Когда в конце 2020 года экономика Украины практически вышла на допандемийный уровень, промышленный сектор был единственным из шести ведущих отраслей, внесших отрицательный вклад в рост ВВП. Об этом свидетельствуют подсчеты Нацбанка.
Так, спад промышленности в 2020 году на 5,2% определил торможение экономики государства примерно на 4%. Больше остальных в 2020 году пострадали следующие направления:
- Производство автомобилей, кирпича и обуви снизилось на 20%;
- Сборка металлоконструкций, электрических двигателей, трансформаторов, оружия рухнула на четверть;
- Производство станков, паровых котлов, сахара и вин упало на треть;
- Выпуск железнодорожного подвижного состава уменьшился наполовину относительно 2019 года.
Падают также объемы реализации товаров в денежном выражении, наибольшие потери понесли отрасли добычи угля, газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса. Загруженность производстенных мощностей промпредприятий также продолжает снижаться. На начало года она составила 63,8%, утверждает издание.
По данным Госстата Украины, предприятия на начало 2021 года были обеспечены заказами в среднем на 4,3 месяца. А нефтепеработка, производители кокса и древообратабывающая промышленность — менее чем на 2 месяца.
Украина предпринимает попытки спасения промышленности, например, через принятие проекта о локализации при госзакупках машиностроительной продукции. Его цель — государственная поддержка отечественного производителя через принуждение иностранцев к созданию внутренних мощностей и к сотрудничеству с украинскими компаниями.
Однако в ЕС заявили, что инициатива противоречит Соглашению об ассоциации с Евросоюзом. Украину предупредили о недопустимости поддержки внутренней промышленности и заявили о возможном перекрытии кредитования украинских компаний. Власти отправили документ на доработку, ожидалось, что закон будет утвержден и начнет работать с 1 января 2021 года. Тем не менее, на второе чтение проект закона пока не выносился.
Следование правительства Украины рекомендациям МВФ окончательно добьет украинского производителя, добавляет издание.
https://1prime.ru/state_regulation/20211205/835422372.html