Эксперт оценил перспективы отношений США и АСЕАН при Байдене
БАНГКОК, 3 дек – ПРАЙМ. В случае победы на выборах в США Джо Байдена отношения между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и США выйдут из состояния "автопилота" и продолжат развиваться по нарастающей, заявил РИА Новости известный таиландский политолог и обозреватель, специалист по АСЕАН Кави Чонгкиттавон.
"При администрации Дональда Трампа отношения АСЕАН — США ушли в режим "автопилота", они продолжали двигаться сами по себе по проложенным ранее рельсам, при почти полном игнорировании АСЕАН самим президентом и его администрацией. С приходом Байдена ситуация изменится, отношения выйдут из режима "автопилота", — сказал агентству эксперт.
Он пояснил, что политика торговой войны, которую проводит администрация Трампа по отношению к одному из главных партнеров АСЕАН — Китаю, предполагает и стремление США к снижению роли АСЕАН в региональных и мировых делах.
"Для Трампа фокусом азиатской политики США был Китай, а инструментом проведения политики — конфронтация и торговая война, которые США вели без оглядки на то, как эти действия сказываются на взаимосвязанных экономиках других стран Азиатско-Тихоокеанского региона", — сказал Чонгкиттавон.
"В силу этого диалоговые площадки АСЕАН и партнеров блока, среди которых США являются одним из основных наряду с Китаем, Россией, Евросоюзом и другими странами и объединениями стран, — такие площадки, как региональный форум по безопасности (АРФ), Восточно-Азиатский саммит (ВАС) и другие, на которых действуют принципы неконфронтационного разрешения конфликтов и консенсуса, были невыгодны для американской администрации, усилия которой были сконцентрированы на противостоянии с КНР в экономике", — пояснил он.
При этом, продолжил эксперт, США не выходили из диалогового партнерства с АСЕАН и оставались в ВАС, но постоянно понижали уровень представительства на этих площадках.
"В последние два года на мероприятиях АСЕАН, в которых участвовали лидеры других стран-партнеров или, в некоторых случаях, министры иностранных дел, как их представители, США были представлены советником президента по вопросам национальной безопасности", — напомнил он.
"Все это привело к переходу отношений АСЕАН — США на "автопилот": все ранее достигнутые договоренности выполнялись, Америка участвовала в ряде программ блока, в том числе и новых — как в этом году, например, в программах, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции COVID-19, однако многосторонние отношения с участием США на площадках АСЕАН развивались менее активно, чем двусторонние отношения Вашингтона с несколькими странами региона — например с Сингапуром и Вьетнамом", — сказал эксперт.
"С приходом Байдена все изменится, мы выйдем из режима "автопилота", это уже понятно из того, что говорит сам Байден и потенциальные члены его администрации. Об этом же говорит и подбор кадров в новую администрацию, который сейчас ведет Байден, там достаточно сторонников сближения с Азией, уже доказавших свою приверженность "повороту к Азии" на деле при администрации президента Обамы", — сказал Чонгкиттавон.
ДАВЛЕНИЕ США НА КИТАЙ ОСЛАБНЕТ
"При администрации Байдена давление США на Китай неминуемо ослабнет, а это важно для АСЕАН — как для блока, так и для каждой страны в отдельности", — сказал Чонгкиттавон.
"Китай сейчас — крупнейший экономический партнер блока. Экономическими отношениями с Китаем дорожат все страны АСЕАН, даже те, у которых не самые лучшие политические отношения с Китаем в связи с территориальными конфликтами в Южно-Китайском море", — утверждает он.
Даже несмотря на китайскую тенденцию к сверхинвестированию в объекты инфраструктуры, беспокоящую многие страны, в которых эти объекты строятся в рамках китайской программы "Один пояс, один путь", жертвовать торгово-экономическими отношениями с КНР в угоду интересам США в нашем регионе никто не будет, сказал он.
"Китайские инвестиции иногда несут с собой такие долги по кредитам, которые даже более крупным странам осилить сложно, не говоря уже о небольших и относительно экономически слабых государствах. Однако эти китайские проекты в долгосрочной перспективе выгодны всем странам, в которых они осуществляются", — добавил эксперт.
"Поэтому ослабление американского давления на Китай, которое в последние годы сказывалось на экономиках стран Юго-Восточной Азии, будет только приветствоваться. При этом США продолжали, продолжают и продолжат участвовать в усилиях по обеспечению свободы судоходства в Южно-Китайском море и останутся важным фактором воздействия в процессе создания и подписания странами АСЕАН и Китаем кодекса поведения в Южно-Китайском море. Так что приход к власти в США администрации Байдена рассматривается деловыми и политическими кругами стран АСЕАН как явление в большей степени положительное, чем отрицательное", — сказал эксперт.
СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Часть делового сообщества АСЕАН ожидает от прихода администрации Байдена в Белый дом возобновления Транстихоокеанского партнерства (ТТП), широкой зоны свободной торговли, из переговоров по которой США, инициировавшие идею ТТП вместе с Японией, вышли при администрации Трампа.
"Лично я думаю, что возобновление переговоров по ТТП и воссоздание ТТП в изначальном виде, с ведущей ролью США и покрытием почти половины мировой экономики, на нынешнем этапе уже невозможно, а само создание такой зоны бесполезно", — считает Чонгкиттавон.
Документы по видоизмененной ТТП, которая теперь называется Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением для Транстихоокеанского партнерства, подписаны в 2016 году без участия США, напомнил он.
"Соглашение создает зону свободной торговли, в которую входят ряд государств Азии, Северной и Южной Америки, но в которую не вошли в результате ни США, ни Китай, ни Россия, а Китай и Россия и не планировали в нее входить, сможет в перспективе охватить боле четверти объема мировой торговли", — отметил эксперт.
"Но этому объединению далеко до уровня охвата Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), соглашение о котором было подписано в ноябре этого года на саммите АСЕАН и диалоговых партнеров блока. Там речь идет о трети мировой торговли, и в это соглашение вошел Китай как его основной инициатор вместе с АСЕАН", — пояснил он.
"Новой американской администрации придется учитывать существование ВРЭП в формировании своей политики в Азиатско-Тихоокеанском или, как говорят сейчас американцы, Индо-Тихоокеанском регионе, и мне кажется, что для администрации Байдена это окажется куда более достижимой задачей, чем для администрации Трампа", — сказал Чонгкиттавон.
"Что же касается ТТП, возрождение этого партнерства в первозданном виде не очень выгодно сейчас и самой Америке, которая, скорее, будет строить на фоне существования ВРЭП отдельные двусторонние соглашения о свободной торговле со странами региона", — заключил он.
https://1prime.ru/state_regulation/20201203/832491956.html