МОСКВА, 24 окт — ПРАЙМ. Ситуация с запусками ракет семейства "Союз" осложнилась после произошедшей 11 октября во время старта аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10", на борту которого был новый экипаж МКС. Как стало известно, страховые компании не хотят страховать риски при запуске новой ракеты с транспортным грузовым кораблем "Прогресс МС-10", запланированном на 18 ноября. 

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) рассчитывал застраховать пуск на 3,2 млрд рублей, при этом начальная стоимость страховой премии составляла 116 млн рублей. Однако, по данным портала госзакупок, по итогам тендера не было подано ни одной заявки, и его признали несостоявшимся. Если до момента запуска страховщик не будет найден, старт "Союзов" с транспортником "Прогресс" и спутником "Глонасс-М" может не состояться.

Рухнувший "Союз" был застрахован в СК "Согласие". В материалах на портале госзакупок сообщалось, что страховая сумма составляет 4,65 млрд рублей. "Согласие" взяла на себя эти риски за 143,3 млн рублей. Выплата, если ее признают страховым случаем, может стать рекордной, сообщили тогда в компании.

В перестраховании участвовал "Ингосстрах", на который пришлось 25% рисков на общую сумму 1,164 млрд рублей, а также "Альфастрахованиие" и Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) с долей около 800 млн рублей. 

ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ

В Кремле прокомментировали ситуацию, заявив, что это дело страховых компаний и госкорпорации "Роскосмос" и выразили надежду, что ситуация будет урегулирована. В "Роскосмосе", в свою очередь, заверили, что речь о переносе сроков запуска не идет, вопрос со страхованием будет решен. 

Представители страхового сообщества и эксперты сходятся во мнении, что все дело в слишком низких тарифах для этого вида страхования, особенно с учетом частоты ЧП в отечественной космонавтике.  За три аварии, произошедшие с конца 2017 года — утерянные спутники "Метеор" и "Ангосат", а также "Союз-ФГ" — страховые компании выплатят "Роскосмосу" почти 15 млрд рублей. 

Сейчас между Роскосмосом и страховщиками есть некоторое недопонимание того, каким должен быть тариф в этом виде страхования, отметил в этой связи замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Евгений Шарапов. "Мы видим, что аварии в космонавтике происходят нередко, поэтому страховщики хотят получить адекватную премию за риск который они, по их мнению, несут. Перестраховщики, без которых в страховании космических полетов не обходится, тоже настаивают на своих условиях", — сказал он. 

РНПК, участвующая в перестраховании рисков подобных запусков, тоже не может работать в убыток. По закону они обязаны взять на себя лишь 10% санкционных рисков, все, что больше – по желанию и возможности. Возможно, некоторые договоренности и будут, но в целом любой риск в страховании должен быть оплачен адекватно, полагает эксперт. 

По словам президента, председатель правления компании РНПК Николая Галушина, компания после серии космических аварий планирует сократить долю своего участия в отдельных российских запусках и существенно повысить стоимость перестрахования. По мнению Галушина, беспокойство в первую очередь вызывает не сумма убытков, а количество страховых случаев и их причины, которые каждый раз новые.

Ранее президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Павел Шутов также высказал мнение, что авария "Союза" может привести к росту тарифов на всех направлениях космического страхования, не только на страховании пусков.

СТРАХОВЩИКИ НЕ ХОТЯТ РИСКОВАТЬ

До тех пор, пока вопрос с тарифами не урегулирован, страховые компании не готовы брать на себя чрезмерные обязательства. "Мы в целом воздерживаемся от участия в космических рисках, в том числе из-за роста частоты убытков. Кроме того, сбалансировать портфель по данной линии бизнеса только российскими рисками невозможно, для сбалансированного портфеля необходимо участие в общемировых рисках по пускам. Последняя возможность есть только у нескольких компаний", — рассказал директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников.

Круг компаний-энтузиастов, которые участвуют в подобных рисках, в России ограничен. Как правило, основной риск берет фронтирующий страховщик и распределяет его внутри данного круга компаний.

С учетом ухудшения ситуации с контролем риска со стороны страхователя (в т.ч. ухудшение качества) – рынок закономерно отказался от участия в данном риске. Проблемы с качеством продукции не могут не влиять на цену страхования, уверен эксперт.

"Со своей стороны, мы вне зависимости от цены воздерживаемся от участия, поскольку не готовы рисковать капиталом в тех рисках, которые для нас, очевидно, недостаточно контролируемы", — заключил он.