Елена Устюжанина, д.э.н., зав. кафедрой Экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова

МОСКВА, 12 апр - ПРАЙМ. Проблем в экономике, которые премьер Дмитрий Медведев мог бы обозначить, выступая перед Госдумой, немало. Прежде всего - это "ловушка замораживания": несмотря на то, что за 2016 год физический объем ВВП сократился всего на 0,2% относительно 2015 года, до подъема еще далеко. Правда правительство демонстрирует умеренный оптимизм, указывая на позитивные тенденции - индекс промышленного производства вырос на 1,1%, добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,5%, обрабатывающие производства возросли на 0,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 1,5%. 

К негативным трендам следует отнести сокращение реальных располагаемых доходов населения, которые упали за год на 5,9%, снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и потребительского спроса - розничный товарооборот сократился на 5,2%, а также сокращение внешнеторгового оборота на 13,0 %. Если посмотреть среднесрочную динамику показателей российской экономики, то картина выглядит еще менее оптимистичной: доля России в мировом ВВП сократилась с 2,9% в 2013 году до 1,7% в 2016-м, реальные располагаемые доходы за 2013-2016 гг. снизились на 13%, количество бедных увеличилось за эти годы на 5 млн человек (14% населения).

Но, скорее всего, глава правительства будет говорить о хорошем. Например, о замедлении инфляции, успехах в сельском хозяйстве и легкой промышленности, рассказывать о перспективах и разрабатываемой сейчас очередной Стратегии развития, на этот раз до 2035 года.

Год назад отчет Медведева был оптимистичным - он рассказывал, как Россия преодолевает кризис. Конечно, по сравнению с прошлым апрелем ситуация явно улучшилась - цены на нефть поднялись, рубль укрепился. Мы, как и призывал премьер, вернулись к трехлетнему бюджету и стали индексировать пенсии неработающим пенсионерам.

Однако некоторые из обозначенных им тогда задач - необходимость ускорить приватизацию госактивов и повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума пока так и не решены. Здесь мы наблюдаем смешение целей и средств. Первый вопрос: зачем ускорять приватизацию госактивов? Если для наполнения бюджета, то перевод капитальных активов в текущие доходы - очень плохой источник денежных средств. Другое дело, что в критических ситуациях приходится прибегать и к нему. Но сейчас вроде бы цены на нефть относительно стабилизировались. Другой возможный вариант ответа - для повышения эффективности соответствующих компаний, но, если 10% акций компании, контрольный пакет которой принадлежит государству, перейдут в частные руки, никакого "эффективного собственника" не возникнет...

Что касается повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума, то в стране работающих бедных такой шаг, безусловно, необходим. Но нужно понимать, что принудительное повышение заработной платы, в том числе минимального уровня оплаты труда, проблему не решает. И бизнес, и государственные учреждения уже освоили методы повышения оплаты труда с помощью перевода работников на доли ставок при сохранении фактического уровня оплаты труда и нагрузки. Вместе с тем в решении проблемы бедности может помочь идеология социально-гарантированного минимума, которая разрабатывалась в СССР под руководством академика С.С. Шаталина. Речь идет о государственных гарантиях населению в обеспечении его питания, проживания, медицинского обслуживания и т.п. Здесь могут использоваться адресные формы поддержки: выдача талонов на питание, как это делается во многих развитых странах, предоставление социального жилья наиболее нуждающимся категориям и пр.

На мой взгляд, главная проблема нашей экономики - найти новые драйверы экономического роста и освободится от сырьевой зависимости. Это главная проблема, на которой следует сконцентрироваться правительству.

Нужно понимать, что, если целевым ориентиром денежно-кредитной политики в нашей стране будет оставаться снижение уровня инфляции, а бюджетно-налоговая политика будет ставить во главу угла наполнение бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки на население и бизнес, мы продолжим загонять себя в ловушку сдерживания экономического роста.

Да, по итогам 2016 года Центральному банку удалось снизить инфляцию более чем в два раза - 5,4 %, против 12,9 % годом ранее. Правительство трактует этот показатель как свою безусловную победу. Однако одновременно, как мы уже говорили, наблюдалось замораживание ВВП, падение инвестиций и доходов населения. Таким образом, можно предположить, что снижение инфляции представляет собой не свидетельство нормализации ситуации, а сигнал о стагнации экономики.

Что касается налоговой реформы, то постоянно возникающие идеи налоговых маневров, увеличения ставок того или иного налога, в частности, НДС, введение дополнительных сборов и т.п., в случае их реализации приведут к уменьшению доходов населения и фирм, снизят доверие к государству (увеличат долю теневой экономики) и усилят неопределенность, оказывающую негативное влияние на инвестиционную активность бизнеса.

Осталось совсем немного - понять, что рынок сам нас никуда, кроме очередной нефтяной иглы, не выведет. Нужна внятная стратегия развития. И это должна быть стратегия действий, а не деклараций.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.