ПЕКИН, 14 сентября. (Dow Jones). Президент Китая Си Цзиньпин приступил к пересмотру ситуации в китайских разросшихся компаниях с государственным участием перед своим визитом в США, чтобы показать, что Пекин настроен на изменения, даже несмотря на замедление национальной экономики.

Однако представленный в воскресенье план указывает только на скромные изменения китайского варианта госкапитализма. План нацелен на повышение прибыльности госкомпаний, позволяя им привлекать частных инвесторов. Кроме того, он нацелен на усиление их конкурентоспособности за рубежом путем расширения их бизнеса, хотя это грозит созданием дополнительных факторов неэффективности и препятствий для частного предпринимательства.

Особенно важно, что в плане нет указаний на то, получат ли госфирмы, демонстрирующие плохие результаты, возможность провести процедуру банкротства. Этот шаг экономисты считают важным для успеха нового плана.

По словам официальных лиц, знакомых с задумками Си, этот план отражает его веру в то, что госсектор, вместо того, чтобы быть на вторых позициях, должен претерпеть улучшения с целью продолжить играть главную роль в китайской экономике.

"У Си никогда не было намерения ослабить роль государства в экономике, и план подтверждает это", - сказал советник правительства.

Си пытается поддержать экономический рост, одновременно стремясь к улучшениям, которые могли бы встряхнуть экономику в краткосрочной перспективе. Многие крупные госкомпании действуют в тех отраслях, в которых в последнее время наблюдается постоянный избыток мощностей, например, в сталелитейной или угольной отрасли. И многие из них накопили кредиты и прочие ресурсы в ущерб частным фирмам и потребителям.

Вышедшие в воскресенье данные показали, что объем промышленного производства в стране и инвестиции в основные фонды в августе оказались слабее ожиданий, указывая тем самым на растущие проблемы для достижения правительством целевого роста экономики примерно в 7% за весь год.

Осведомленные источники указали, что разногласия между госструктурами, задействованными в процесс реструктуризации госсектора, привели к задержкам и неоднократной переработке плана.

Один из вариантов плана, поданный комиссией, контролирующей крупнейшие государственные компании Китая, был отклонен Си ранее в этом году, так как, по словам источников, он посчитал, что данный вариант не будет реализован в той мере, чтобы обеспечить рынку больше влияния.

"В конце концов это компромисс между группами с разными интересами, - пояснил советник. – Но это все же шаг в правильном направлении".

Проект был совместно опубликован Коммунистической партией и Государственным советом (правительством) Китая в воскресенье. The Wall Street Journal 7 сентября сообщила некоторые его подробности, включая тот факт, что, хотя план призывает к большему участию частных компаний в капитале госфирм, он все же делает акцент на контроле госкомпаний Коммунистической партией.

"В процессе углубления реформ государственных компаний контроль партии может только усиливаться, а не ослабевать", - заявил Чжан И, руководитель Комиссии по контролю и управлению государственными активами (Sasac), в официальном заявлении в воскресенье.

Близкие к Си источники считают, что его взгляды на роль государственных компаний были частично сформированы в то время, когда он возглавлял правительство одной из китайских провинций. В 2000-х годах, когда Си служил секретарем Коммунистической партии восточной провинции Чжэцзян, он был поражен тем, как динамично развивающийся частный сектор превратил прибрежную зону в один из наиболее процветающих регионов страны. В то же время его беспокойство за госпредприятия, которые в последнее время погрязли в долгах, только усилилось.

По словам источников, в 2007 году, когда Си возглавил местные власти в Шанхае и стал свидетелем успешного преобразования некоторых крупных госкомпаний в городе, включая SAIC Motor Corp., которая сейчас является крупнейшим автопроизводителем в стране по продажам, он начал придерживаться новых взглядов: государственные компании должны оставаться основой китайской экономики.

В SAIC, акции двух дочерних предприятий которой имели листинг на Шанхайской фондовой бирже, когда Си руководил Шанхаем, он отметил преимущества диверсифицированного владения госкомпаниями и действий рынка в качестве некого куратора для них, сообщили источники. Вся группа SAIC Motor стала публичной в 2012 году и с тех пор является одной из наиболее прибыльных компаний, принадлежащих правительству города. У нее есть СП со многими иностранными автопроизводителями, включая General Motors Co. и немецкую Volkswagen AG.

Эти взгляды легли в основу анонсированного в воскресенье плана, говорят официальные лица. Основная мысль плана – это отказ от подходов, которых придерживались предшественники Си, призывавшие к экспериментам на местах, которые могли бы быть применены в больших масштабах в случае их успеха. Более подробный план изменений госкомпаний будет опубликован различными государственными структурами в ближайшие месяцы, указали источники.

В плане не указаны точные сроки осуществления реформ, но в нем говорится, что "определенные результаты" реформирования госкомпаний должны быть достигнуты к 2020 году.

В течение нескольких лет Китай нерегулярно пытался прибегнуть к реструктуризации огромного государственного сектора. В 1990-х годах премьер-министр страны Чжу Жунцзи закрыл тысячи госфирм. Однако очень мало было сделано для улучшения управления в госкомпаниях. Доходность госсектора постоянно отстает от аналогичных показателей частных фирм.

Реформирование госкомпаний должно стать "первостепенной задачей" для китайского правительства, сказал Чэнь Синдун, главный экономист по Китаю в BNP Paribas. Однако, когда дело доходит до того, насколько мощными и эффективными будут новые меры, Чэнь говорит: "Я обеспокоен".

Тревоги по поводу ослабления экономического роста в Китае являются основным вопросом в повестке визита Си в США, наряду с такими острыми проблемами, как обвинение Китая в осуществлении кибератак и возведение острова в Южно-Китайском море. Массивные интервенции Пекина, нацеленные на поддержание фондового рынка страны и национальной валюты, привели к сомнениям по поводу обещания руководства Китая наделить рыночные силы большим влиянием в экономике.

По информации источников, при составлении плана некоторые официальные лица, включая представителей Министерства финансов, ориентировались на Temasek Holdings, сингапурскую холдинговую компанию для госфирм. В рамках модели Temasek государство придерживается роли владельца госпакета акций, получая дивиденды, но оставляя повседневное управление компаниями на усмотрение профессиональных менеджеров, которых нанимают по рыночной цене из инвестиционных фирм по управлению активами.

Анонсированный в воскресенье план, по словам источников, не полностью соответствует модели Temasek, отчасти из-за жесткого сопротивления некоторых членов правительства, в том числе со стороны Sasac, представители которой озабочены снижением своей роли. План призывает к лучшему контролю над госкомпаниями с помощью корпоративных советов директоров, однако правительство продолжит назначать топ-менеджеров в этих фирмах.

Представители Минфина и Sasac не были доступны для комментариев в воскресенье вечером.

В документе не сказано, в каких отраслях планируется консолидация, но осведомленные источники выделили нефтегазовый, сырьевой и телекоммуникационный сектора как те, в которых предстоят слияния. Объединенные компании позже будут реорганизованы в инвестиционные фирмы с мандатом, который позволит им оперировать в большей степени как коммерческие компании, нежели государственные подразделения. Топ-менеджеры будут обязаны максимизировать прибыль и подготовить многие компании к размещению их акций на фондовых рынках, пояснили источники.

Опубликованный в воскресенье план делает акцент на необходимости "избежать потери государственных активов" во время процесса диверсификации. "Это означает, что никто не посмеет приватизировать государственные компании в большом масштабе", - сказал представитель юго-западной китайской провинции Гуйчжоу.

План реформ также оставляет открытым вопрос о возможном закрытии неэффективных фирм. Государственные компании процветают благодаря доступу к кредитам государственных банков, а также получают преимущества от государственных правил, ограничивающих конкуренцию со стороны частного бизнеса, который жалуется по поводу несправедливого вытеснения с рынка. Экономисты говорили, что такой особый статус был достигнут в ущерб китайским налогоплательщикам и потребителям. Хуан Ипин, профессор экономики Пекинского университета и член комитета по денежно-кредитной политике центробанка Китая, говорит, что существуют много "зомби-госкомпаний" на северо-востоке Китая, известном как промышленный пояс страны. "Когда они окажутся банкротами, они должны будут уйти", - считает он.

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ДОСТУП К ЛЕНТАМ ПРАЙМ DOW JONES >>