Новые поправки в закон о торговле взбудоражили интернет-магазины
МОСКВА, 3 июл - ПРАЙМ, Елена Гуринович. Спокойствие интернет-торговцев снова под угрозой. На сей раз Роспотребнадзор предложил блокировать сайты онлайн-магазинов и торговых агрегаторов, если они не будут предоставлять покупателям информацию о товаре и продавце.
Роспотребнадзор опубликовал на портале regulation.gov.ru поправки к закону "О защите прав потребителей" и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).
Свое предложение регулятор пояснил тем, что на рынке интернет-торговли есть много недобросовестных игроков, которые не соблюдают закон о защите прав потребителей. В частности, не предоставляют информацию о продавце, изготовителе продуктов, о самом товаре и услугах.
Покупатели
Покупатели должны быть обрадованы такой заботе о соблюдении их прав. В сети действительно можно потеряться. Например, покупатель заходит на один сайт, оплачивает товар, забирает покупку, и до конца непонятно: у кого он купил и кому заплатил.
Как правило, большинство клиентов интернет-магазинов не придают этому большого значения. Но это только на первый взгляд.
В случае, если приобретенный товар не подошел или оказался с браком, вернуть деньги бывает не так-то просто. Выясняется, что интернет-магазин - вовсе и не магазин, а "всего лишь предоставляет платформу" и ответственности за качество товара не несет. Клиенту приходится потратить много времени и нервов, чтобы найти именно то юрлицо, которое получило деньги и несет все обязательства по покупке.
Директор интернет-агентства "Ферт" Екатерина Шукалова считает, что ненадежных игроков выдавит конкуренция: "В интернет-торговле добросовестные игроки страдают от недобросовестных больше, чем в других сферах бизнеса: все понимают, что конкуренция есть на любом рынке, и борются с этим путем улучшения собственных ресурсов. Нечестные игроки наказываются отсутствием пользователей и рублем".
Информация
Крупные игроки, по мнению экспертов, указывают всю необходимую информацию уже сейчас.
Эксперт рынка онлайн-торговли Александра Хамитова говорит, что у магазинов, которые закупают товары напрямую, у одного поставщика, проблем с наличием информации о продукте быть не должно. "А вот если товар закупается через 3-4 поставщиков (такое бывает, например, с итальянской обувью), то магазин вообще иногда не в курсе с какого именно завода приедет этот товар. Такую продукцию и растаможивают, скажем так, по знакомству. Поэтому если интернет-магазин изначально добросовестно подходит к выбору поставщика, то вся необходимая информация у него есть уже на момент закупки", - рассказала Александра.
С этим мнением согласен директор по стратегическому развитию компании "ПЭК" Иван Варламов. "Для хорошего интернет-магазина особых сложностей в обязательном порядке указывать такую информацию нет. Сложности переходного периода могут возникнуть у агрегаторов – игроков, кто не торгует собственным товаром, а предоставляет информационную площадку для публикации предложения множества интернет-магазинов – им придется модернизировать созданные системы интеграции и публикации данных о товаре с интернет-магазинами", - говорит он.
Сколько это стоит?
Сами игроки рынка считают, что новые поправки в законодательство поднимут размер затрат на поддержание интернет-магазинов. Потребуются дополнительные вложения на содержание и поддержание актуальной информации о товарах, соответственно, будет расти стоимость разработки и поддержки сайта, боле того, это в свою очередь приведет к повышению цены на товары для покупателей.
Отвечая на вопрос о возможном увеличении затрат интернет-магазинов Александра Хамитова уверяет, что, если магазин получает информацию сразу от поставщика, то это практически ничего не стоит. "Для крупного магазина это найм одного-двух сотрудников. Небольшие магазины могут заполнять эти поля усилиями уже сложившегося коллектива, и новых денежных затрат это не повлечет", - говорит она.
Технологии
Данные о товаре технически уже сейчас возможно подгружать автоматически. Например, онлайн-агрегатор может обязать интернет-магазины заполнять всю необходимую по закону информацию о товаре на своей площадке, откуда он будет подгружать данные на свой ресурс.
Отдельной программы, которая бы сама выставляла все необходимые данные, пока не существует. Екатерина Шукалова на создание подобной программы сильно не надеется. "В теории, если такая программа будет создана, то она, скорее всего, окажется весьма дорогостоящей, в следствие чего, невостребованной среди владельцев интернет-магазинов", - прогнозирует она.
Блокировка
Но не повышения затрат больше всего боятся игроки. Самое страшное - блокировка сайта. Даже на незначительный для обывателя отрезок времени.
"Блокировка сайта магазина означает "подножку" всему интернет-продвижению ресурса: чтобы добиться высоких мест в топе, грамотно вести интернет-кампанию, сайт должен постоянно работать, любое его выключение и блокировка приводят к ухудшению продвижения ресурса и прибыльности данного магазина", - поясняет Екатерина Шукалова.
Сейчас незаконная блокировка сайта с помощью DDoS-атак (атака на отказ в обслуживании, "Denial of Service" с английского языка) является одним из самых популярных способов недобросовестной конкурентной борьбы. Особенно заметна она бывает во время сезонных всплесков. Например, весной, когда оконные фирмы ведут активный сезон продаж, можно увидеть, что 12-15 лидирующих компаний обычно "лежат", и только 1-2 работают. Бороться с таким видом преступлений можно с помощью специальных компаний по устранению атак и других киберпреступлений, на которые понадобится не только много времени, но и денег.
https://1prime.ru/state_regulation/20150703/814589195.html