Минэкономразвития предложило правительству сойти с пути "макроэкономического самоубийства"
МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. Минэкономразвития РФ, представляя уточненный макроэкономический прогноз на 2014-2017 годы, пошло по нетрадиционному пути, предложив правительству в качестве основного сценарий, предполагающий существенное изменение финансовой политики государства.
Покусившись на "святое" – то есть, скорректировав бюджетное правило, ограничивающее использование доходов государства от экспорта нефти и газа, и докапитализировав банковскую систему за счет средств ФНБ, Россия, согласно этому сценарию, будет иметь рост экономики в текущем году на уровне 1,1% ВВП вместо 2,5%, планировавшихся ранее.
Согласно другому, консервативно-адаптационному сценарию, рост не превысит 0,5%. Окончательное решение о том, как действовать в сложившейся ситуации правительство примет на заседании 24 апреля. В МЭР признают, что дискуссия будет непростой, но надеются, что кабинет министров примет необходимые решения.
"Если у нас темпы роста около нуля, очевидно, что нужно что-то делать. Любая европейская страна в этих условиях идет на смягчение денежной политики - мы не идем, идет на увеличение бюджетных расходов - мы тоже не идем. Некоторые азиатские страны вводили контроль за оттоком капитала - мы тоже не вводим. Понятно, что определенные меры должны быть", - сказал журналистам замглавы министерства Андрей Клепач.
ДВА СЦЕНАРИЯ
Министерство представило два сценария развития экономики, ни один из которых не позволяет в полной мере решить все имеющиеся экономические проблемы в России, однако вариант, который предлагается как базовый, "делает шаг в направлении проведения необходимых преобразований", пояснил Клепач.
Ни один из них не учитывает ни возможного ухудшения политической ситуации на Украине, и, как следствие, расширения санкций со стороны Запада, ни более решительных действий со стороны российских властей в плане поддержки собственной экономики.
Однако более консервативный вариант предполагает ухудшение ситуации с оттоком капитала и ограничение спроса со стороны ЕС и Украины на российские углеводороды. По этому варианту отток капитала в 2014 году оценивается в 100 миллиардов долларов, спад инвестиций составит 1,9%, а темпы роста ВВП в 2014 году будут на уровне 0,5%, в 2015 - 2,4%, в 2016 - 2,2%, а в 2017 году - 3,1%.
Второй вариант, предлагаемый правительству как базовый, предусматривает определенные стимулирующие меры, которые позволят переломить негативные тенденции, и поддержать частные инвестиции. В этом случае падение инвестиций в 2014 году составит 0,1%, а в 2015-2017 годах будет наблюдаться их рост. ВВП, по этому сценарию, вырастет на 1,1% в 2014 году, по 2,6% - в 2015 и 2016 годах, и на 3,7% - в 2017 годах.
Этот вариант предусматривает смягчение бюджетного правила уже в 2014 году. В частности, предлагается задействовать ресурсы ФНБ для расширения капитала банковской системы - как госкорпорации ВЭБ, так и ряда банков. Кроме того, по словам Клепача, "существует острая потребность в оздоровлении предприятий оборонного сектора", что предполагает рефинансирование их долгов.
В 2015 и 2016 годах предлагается более существенное смягчение бюджетного правила, что предусматривает увеличение расходов примерно на 0,5% ВВП ежегодно.
Бюджетное правило начало действовать в 2013 году. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться.
БЕЗ ОГЛЯДКИ НА ДКП
Минэкономразвития в текущих условиях, похоже, отказалось от дискуссии с Банком России о необходимости смягчения денежно-кредитной политики для стимулирования роста. Ни один из представленных сценариев даже не учитывает возможного снижения ключевой ставки ЦБ во втором полугодии текущего года, так как инфляция, согласно расчетам Минэкономразвития, в этом году будет далека от целевого ориентира в 4,8%.
Согласно обоим вариантам развития событий, инфляция в РФ на конец 2014 года достигнет 6%, в 2015 году - может составить 5%, в 2016 году - 4,4-4,5%, в 2017 году - 4,1-4,3%.
При этом Клепач предлагает правительству подходить к формированию своей финансово-бюджетной политики так же, как это делает ЦБ при формировании ДКП.
"Когда мы говорим о таргетирвоании инфляции, ЦБ заявляет, что у нас таргет – 4% в 2016 году. Но это не означает, что буквально сегодня или завтра у нас будет 4%. К этой цели проходят определённый путь. И еще вопрос – дойдут ли. <…> В этом смысле бюджетное правило – это тоже некоторый таргет, к которому нужно идти, возможно, несколько лет", - сказал замминистра.
Он отметил, что отток капитала из РФ в текущем году, по обоим сценариям, может составить 100 миллиардов долларов. Так называемый шоковый сценарий, который министерство также подготовило, но официально не представляло, по словам Клепача, предполагает увеличение оттока до 150 миллиардов долларов.
"Понятно, что в этих условиях политика должна меняться. А некоторые заявляют, что ничего менять не надо ни в ДКП, ни в бюджетном правиле. Это означает, что весь удар и весь эффект от этого возмущения трансформируется в удар по реальному сектору и по благосостоянию людей", - сказал Клепач. Ту же мысль ранее высказывал глава министерства Алексей Улюкаев, который подсчитал, что в этом случае экономику России может ждать спад на уровне 1,8%.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАЗОХИЗМ
"У нас должны быть определённые амортизаторы и определённые способы реакции. Если мы себя лишаем этих возможностей, это путь макроэкономического самоубийства или мазохизма", - считает Клепач.
Это далеко не первая попытка Минэкономразвития поднять вопрос о пересмотре бюджетного правила. Улюкаев неделей ранее предложил предусмотреть возможность его изменения в зависимости от инвестиционной ситуации и оттока капитала. "Применимость бюджетного правила или возможность его корректировки должна учитывать, насколько тот же отток капитала, а не только цена на нефть, отклонилась от некоторого уровня, который считался приемлемым", - согласен Клепач.
С резкой критикой таких предложений ранее выступил глава Минфина Антон Силуанов. По его мнению, резкое изменение принципов экономической, финансовой и бюджетной политики в условиях нестабильности только усилит недоверие инвесторов.
Дискуссия об этом ведется в правительстве на экспертом уровне, подтверждал экс-глава Минфина и создатель бюджетного правила Алексей Кудрин. Однако, по его словам, правительство в целом эту идею не поддерживает. По его словам, представители инвестиционных банков, с которыми проводились консультации, считают, что бюджетное правило - это определенный элемент устойчивости, который не надо менять.
Но других реальных предложений по выводу экономики из затянувшейся стагнации, кроме перераспределения расходов внутри бюджета и жесткой экономии, у правительства по-прежнему нет.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.
https://1prime.ru/state_regulation/20140408/782245300.html