МОСКВА, 14 июн – Прайм. Двусторонние соглашения являются необходимой, но недостаточной мерой для борьбы с уходом капитала в низконалоговые юрисдикции. Тем не менее, в свете важности деофшоризации российской экономики это своевременный и полезный шаг, считают эксперты.

Президент РФ Владимир Путин в интервью РИА Новости заявил, что Россия предлагает заключать такие соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в качестве одной из мер деофшоризации экономики.

ЧИТАТЬ: Интервью Владимира Путина для РИА Новости >>

Вопросы обмена налоговой информацией в настоящее время решаются между РФ и другими государствами на уровне двусторонних договоренностей.

Обмен информацией между налоговыми органами и борьба с офшорами могут стать ключевыми темами обсуждения на саммите G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. ОЭСР представит на саммите предложения по организации автоматического обмена информацией между налоговыми службами разных стран. Налоговая тематика будет впервые включена в повестку встречи лидеров "Группы двадцати".

ВЕСЬ МИР НА БОРЬБУ С ОФШОРАМИ

"Борьба с уходом от налогов через офшоры является очень сложной и трудоемкой задачей. Для этого важно использовать не только национальные, но и международные инструменты регулирования. В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшор­ными и низконалоговыми юрисдикциями", - сказал президент в интервью.

Большинство экспертов разделяют мнение, что эта мера окажется эффективной и своевременной в борьбе с офшорами.

ЧИТАТЬ: Предложения России по МВФ и офшорам достигнут цели, но не скоро >>

"Я думаю, что сама по себе эта мера, будет действенной, поскольку во всем мире сейчас наблюдается тенденция деофшоризации, то есть, раскрытия информации, во всех юрисдикциях, куда капитал уходит, скрывается от налогов", - считает ассоциированный партнер юридической фирмы "ЮСТ" Евгений Жилин.

Вместе с тем, он напомнил, что деньги любят тишину, и бизнес офшоров строится на закрытии информации от доступа большинства иных юрисдикций. С этим будут связаны основные юридические и политические сложности и большие затраты времени.

"Западные страны торопиться не будут, их, в общем-то, все устраивает", - полагает председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Но сам факт того, что президент РФ поднял этот вопрос, означает, что Россия намерена взять на себя инициативу в этой области, говорит эксперт.

"То, о чем говорит российский президент, направлено на то, чтобы как-то этот процесс сделать доступным для всех участников. Сейчас иной раз получается, что ведущие западные страны принимают некие решения по борьбе с офшорами, но они совершенно не учитывают интересы третьих государств, которые могут быть затронуты. История с Кипром это очень явно показала. И то, что предлагает Россия - это попытка расширить число тех участников, которые формулируют правила", - сказал Лукьянов.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Однако, обмен информацией недостаточен без решения внутренних проблем России, уверены эксперты, в том числе, требуются глубокие институциональные преобразования в правовой системе России и в области гарантий собственности.

"Соглашения, конечно, заключать надо, но только этим проблему не решить. Нужно правильно ставить диагноз – если у вас аппендицит, то аспирином его не вылечить, несмотря на то, что это хорошее лекарство", - заявил директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко.

ЧИТАТЬ: Обсуждение мер по деофшоризации российской экономики >>

По мнению экономиста, российские предприниматели уводят капитал из страны не только из-за низких налогов, а, в том числе, для того, чтобы защитить свои права собственности от силовых структур. "А если нет защиты, то деньги всегда найдут возможность, куда уйти, неважно, офшор это, или другая налоговая юрисдикция, например, Франция или Нидерланды", - констатирует экономист.

Снижение налоговой нагрузки как мотив для ухода в офшоры важен для компаний, занимающихся недвижимостью и финансовыми услугами, а также экспортеров. "Остальной же бизнес, в том числе и госкомпании, стремится в офшорные страны из-за более благоприятной правовой системы", - считает начальник управления анализа финансовых институтов "РИА Рейтинг" Андрей Манько.

Поэтому для части офшорного бизнеса новые двусторонние соглашения, в дополнение к уже имеющимся, фактически ничего не поменяют, добавляет эксперт.

ПРОЦЕСС БУДЕТ ДОЛГИМ

Президент в интервью РИА Новости подчеркнул, что борьба с возвратом капитала из офшоров будет сложной и трудоемкой. А эксперты полагают, что механизм раскрытия такой информации желательно распространить не только на отдельные компании, но использовать его и в отношении целых групп потенциальных нарушителей.

"С другой стороны, юридически, это довольно непросто оформить, так как информация, которой предстоит обмениваться, весьма чувствительная. Она сопряжена с рядом внутренних национальных ограничений, таких, как адвокатская или банковская тайна", - полагает Жилин.

По мнению юристов, для правильной ратификации таких соглашений придется очень серьезно менять законодательство офшоров.

"Если же ставить задачу быстро "победить" офшоры, то лучше не заключать новые соглашения, а, напротив, денонсировать двусторонние соглашения с офшорными странами об исключении двойного налогообложения. Таким образом, финансовый мотив ухода из российской юрисдикции будет полностью исключен", - предлагает свой выход из положения аналитик Манько.

При этом, эксперты единодушны, что ситуацию нельзя бросать на самотек и сидеть, сложа руки. "Этот процесс небыстрый, но он неизбежный, потому что, если капитал уходит от налогов, нужно попытаться в это непростое время его вернуть на родину, или, по крайней мере, потребовать, чтобы с него были уплачены все причитающиеся налоги", - заключил Жилин.

Автор - Диляра Солнцева-Эльбе