Цифровая медицина — это ни в коем случае не замена «традиционной» медицины. Это в первую очередь один из каналов взаимодействия врача и пациента. И интеграция этого канала в процесс лечения будет все более глубокой и при этом рутинной.
Цифровизация помогает сделать обращение к доктору удобным, доступным и повышает его эффективность. То, что сделано сейчас, относится к повышению доступности. Мы пока не научились сокращать количество приемов. Оно, конечно, уменьшается за счет раннего обращения. Чем раньше ты обратился к врачу, а дистанционно это сделать проще, тем короче твое лечение. Но основные выгоды от цифровизации здравоохранения связаны с тем, что мы будем освобождать врачей от рутинных функций и фокусировать их внимание на сложных случаях, где их экспертиза будет максимально полезной. Этому должны способствовать широкое внедрение технологий ИИ.
Активному развитию цифровой медицины в России может помочь либерализация законодательной базы. Закон о телемедицине, принятый в 2018 году, запрещает врачам ставить диагнозы без личного осмотра пациента. То есть пациент в любом случае должен очно явиться на приём к врачу, чтобы он мог его осмотреть и озвучить диагноз. Даже если специалисту становится ясна картина происходящего во время телеконсультации и после получения результатов исследований. Во время пандемии врачами был накоплен огромный опыт дистанционного ведения, наблюдения, лечения пациентов — это нельзя вычеркнуть или забыть, поэтому система рано или поздно должна пойти на уступки в вопросе внесения послаблений в существующее законодательство.