Эксперты: продажу алкоголя в интернете могут легализовать из-за контрафакта
МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ. Минфин выступил за легализацию интернет-торговли алкоголем, полагая что так будет проще контролировать продажу спиртного. Минздрав против идеи и настаивает, что это приведет только к росту потребления. Объемы теневого рынка в этом сегменте оцениваются в десятки миллиардов рублей, и каждая вторая бутылка — фальсификат. В аргументах за и против разбирался "Прайм".
Минфин — за, Минзрав — против
У предложения легализовать интернет-торговлю алкоголем есть сильные и слабые стороны, соглашаются в Минфине. "Но я считаю, плюсов больше, если установить порядок и контроль за продажей," — заявил министр финансов Антон Силуанов. При этом он признает, что пока ни порядка, ни контроля за "паленым" товаром в интернете нет.
Не все коллеги в правительстве поддержали Минфин, идея остается "достаточно дискуссионной". "Есть точки зрения иных ведомств, с которыми у нас пока еще нет договоренности, и пока мы не имеем единой правительственной позиции", — отметил Силуанов.
Однозначно против, например, выступил Минздрав. У ведомства сильные аргументы: онлайн-торговля "повысит доступность алкогольных напитков, приведет к росту объемов продаж и потребления, в том числе несовершеннолетними". Помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов напомнил, что крепкие напитки — фактор риска развития множества заболеваний, в том числе и онкологических.
Кроме того, именно потребление алкоголя влияет на показатели смертности от внешних причин, добавили в Минздраве.
Объем рынка нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции в России сам Минфин оценивает в 30 миллиардов рублей, а долю фальсификата в нем — в 53 процента. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) объемы нелегального рынка оценивают еще выше — в 50 миллиардов рублей. И это, несомненно, тоже влияет на показатели смертности.
Три подхода к снаряду
Продавать алкоголь дистанционно в России запрещено с 2007 года, но периодически этот канал пытаются легализовать. В 2017-м Минфин подготовил соответствующий законопроект, но и тогда против инициативы выступил Минзрав. У Министерства внутренний дел тоже были доводы против: это осложнило бы госконтроль за оборотом спиртного.
Проект по торговле отечественным вином в 2022-м пыталась запустить и "Почта России". Однако позднее в госкомпании уточнили, что имели в виду не "пилот" по продаже алкоголя, а программу с бондовыми складами. Предполагалось, что на них будут храниться импортные товары без внесения таможенных платежей.
Наконец, в июне 2023-го председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас направил правительству свою версию законопроекта. В документе предлагалось создать отдельный реестр сайтов, которым будет разрешено торговать такими продуктами. Возраст пользователя планировали проверять через учетную запись в государственной Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Минфин, однако, рекомендовал доработать проект. Не одобрили его и в МВД. Как писали "Ведомости", министерство беспокоило, что новшество помешает соблюдать запрет на приобретение несовершеннолетними алкоголя в ночное время.
Ответственный за качество продукции
Позицию Минфина можно свести к такой формуле: если мы не можем остановить торговлю алкоголем через интернет, то ее надо возглавить. В этом отношении, действительно, плюсов будет больше, чем минусов, полагает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.
Несмотря на давний запрет, онлайн-продажа алкоголя процветает. При желании можно легко найти сайты, которые предлагают купить зажигалку или брелок, а "в подарок" привозят клиенту бутылку алкоголя. Ведь вручать подарки не запрещено.
Причем, как отмечает юрист, за последние три года количество таких сайтов увеличилось более чем вдвое. Росалкогольрегулирование такие ресурсы методично блокирует, но на их месте, как грибы, вырастают новые. Обычно подобные сайты привлекают потребителей более низкой ценой и круглосуточной доставкой, сделать заказ могут и несовершеннолетние.
"Онлайн-торговлю такого рода вообще никто не контролирует, и шанс получить контрафакт гораздо выше. Поэтому если государство возьмет под контроль данную сферу, оно обязано будет отвечать и за качество продукции. По крайней мере здесь можно будет найти виноватых", — считает Гусятникова.
Дискуссия на эту тему продолжается уже без малого десять лет. И все эти годы тысячи сайтов продают алкоголь нелегально. Причем, в основном суррогатный, отмечает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
При этом система продажи спиртных напитков онлайн удобна и работает во многих странах мира. К примеру, в Европе структура такова: магазины продают половину от общего объема алкоголя, бары, кафе и рестораны — еще треть, и в пределах 15 процентов продает интернет, рассказывает специалист. Причем онлайн предлагают преимущественно дорогой премиальный товар.
В России же 95 процентов алкоголя продают в магазинах и лишь небольшую часть в барах, кафе и ресторанах. Онлайн-услуга пришлась бы по вкусу среднему классу, полагает Дробиз. По оценкам эксперта, в интернете продавалось бы максимум 5-7 процентов от общего объема.
"Почему многие выступили против этой инициативы? Дело в том, что они боятся потерять кусочек своего дохода, ведь роста продаж у магазинов не будет", — отмечает собеседник "Прайма".
Торговые площадки разделились
Против легализации онлайн-продаж алкоголя действительно выступили крупные торговые сети. Как сообщал РБК, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят X5 Group, "Магнит", "Лента", "Ашан", "О'кей", Metro) назвала онлайн-торговлю спиртным "слабоконтролируемым и высокорискованным каналом реализации" и предупредила об угрозах для потребителей из-за ее легализации.
Противоположное мнение выразила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ; в нее входят Ozon, "СберМаркет", Wildberries). Там отметили, что, пока есть интерес к покупке спиртного в интернете и нет законной альтернативы, спрос будут удовлетворять нелегальные игроки. Но если предоставить официально разрешенную площадку, потребители предпочтут приобретать товар на ней, считают в АКИТ.
Впрочем, в нижней палате парламента, которой и предстоит рассматривать потенциальный законопроект на эту тему, идею тоже раскритиковали. Депутат Султан Хамзаев предложил сначала навести порядок с тем, что уже продается: "Если говорить про деньги и экономику: 60 процентов рынка — контрафакт или суррогаты, чем не зазор для наведения порядка и пополнения бюджета без онлайн-продаж".
Более того, он уверен, что "изначально инициатива — лоббизм алкогольных компаний, которые хотят продавать больше". Поэтому не стоит сейчас открывать "ящик Пандоры".
https://1prime.ru/society/20231005/841894132.html