NielsenIQ: доля россиян, готовых тратить, превысила долю тех, кто предпочитает экономить
МОСКВА, 3 мая — ПРАЙМ. Доля потребителей России, уверенных в своих перспективах и готовых тратить, по итогам первого квартала превысила число пессимистично настроенных, такой рост покупательского оптимизма позволяет делать осторожные прогнозы относительно восстановления спроса на товары повседневного спроса (FMCG), говорится в материалах исследовательской компании NielsenIQ, которые есть у РИА Новости.
"В первом квартале 2023 года значение индекса потребительского оптимизма, измеряемого NielsenIQ, выросло до 104 пунктов (плюс 4 процентных пункта) по сравнению с прошлым кварталом", — говорится в материалах. В первом квартале прошлого года наблюдался рост тревожных настроений, а индекс оптимизма снизился сразу на 10 процентных пунктов.
Значение индекса варьируется в пределах 200 пунктов, уровень выше 100 пунктов свидетельствует о том, что среди потребителей преобладают оптимистичные настроения с точки зрения личного материального положения, рабочих перспектив и готовности тратить деньги. Выборка — 1000 респондентов из городов с населением более 1 миллиона человек.
В компании считают, что уровень индекса "не просто стабилизировался, а задал противоположный тренд: доля покупателей, уверенных в перспективах и готовых тратить средства, превысила процент тех, кто настроен более пессимистично", а рост покупательского оптимизма позволяет сделать осторожные прогнозы относительно восстановления спроса на FMCG-рынке.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОПТИМИЗМА
Согласно материалам, в первом квартале доля позитивных оценок выросла в трех ключевых компонентах индекса — на 6 процентных пунктов в перспективах трудоустройства (61% опрошенных потребителей оценивают их как отличные и хорошие), на 5 процентных пунктов — в материальном положении (61%) и на 3 процентных пункта — в готовности к покупке новых вещей (46%).
Опрос показал, что значительно сократилось число тех, кто считает, что экономика страны находится в кризисе: например, в четвертом квартале 2021 года так говорили 75% респондентов, а к началу 2023 года — только 55%. Пятая часть потребителей (21%) считают, что в ближайшие 12 месяцев экономическое положение в стране улучшится.
Несмотря на готовность тратить деньги, а также уверенность в собственных перспективах, 67% покупателей видят необходимость тщательного управления своим бюджетом, видя основными сферами экономии покупку новой одежды и расходы на развлечения и питание вне дома. Но при этом в первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года на одежде стали экономить меньше (67% против 71%), а на развлечениях и питании вне дома — больше (65% и 61% против 64% и 59% соответственно).
Доля стремящихся сократить расходы снижается среди тех, кто хотел бы обновить предметы домашнего обихода (46% против 50%), поехать в ежегодный отпуск (46% против 48%) и купить разного рода электронику (43% против 46%).
"Несмотря на то, что в текущих условиях ключевым трендом остается экономия, потребители настроены оптимистично, и в долгосрочной перспективе планируют тратить чуть больше средств при улучшении экономической ситуации, чем в прошлом квартале", — приходят к выводу в NielsenIQ. Но при улучшении экономической ситуации более четверти потребителей продолжат экономить в первую очередь на питании, развлечениях вне дома и покупке готовой одежды — согласно материалам, по сравнению с четвертым кварталом 2022 года их доля почти не изменилась.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
"С начала 2023 года мы действительно фиксируем некоторое оживление потребительского спроса, в первую очередь — в сегменте повседневных товаров", — прокомментировал председатель президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Он считает, что потребители, несмотря на сдержанный подход к тратам, продолжают приспосабливаться к текущей экономической обстановке; также покупательской активности содействует отсутствие резких изменений в реальных располагаемых доходах.
Глава АКОРТа отметил и постепенное восстановление спроса в бытовой технике и электронике: так, отставание от предыдущих периодов в первом квартале начало сокращаться, а по итогам апреля в продажах бытовой техники фиксировалась позитивная динамика год к году.
"Однако, несмотря на позитивную динамику, тренд на экономию пока сохраняется. К тому же продолжается трансформация структуры спроса, сопровождающаяся перетеканием трафика из премиального сегмента в средний и низкий, а также ростом популярности товаров собственных торговых марок", — добавил Караваев.
Гендиректор аналитического агентства на потребительском рынке РФ "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что в марте, по сравнению с февралем, "действительно есть робкие ростки, связанные с возможным улучшением потребительских настроений, но их устойчивость вызывает большие вопросы".
С одной стороны, присутствует достаточно серьезный кадровый дефицит, годовая инфляция замедляется, а связанные с ростом валютного курса предположения нового роста цен немного стимулируют спрос, прежде всего на непродовольственные товары. "С другой стороны, для покупки товаров длительного пользования многое будет зависеть от ситуации в геополитике — например, сейчас неопределенность усилилась, в том числе после принятия закона об электронных повестках", — заметил Бурмистров.
В отношении продуктов питания ситуация иная: в сложные периоды они являются для потребителей одной из немногих доступных радостей — особенно на фоне сомнений в крупных покупках в связи с неопределенностью, отметил эксперт. Но в целом, добавил он, экономика РФ переживает текущую политическую турбулентность лучше, чем можно было бы ожидать — благодаря резкому росту государственных расходов, вкладу предприятий оборонно-промышленного комплекса и достаточно эффективным мерам по обходу санкций.
"Но уже в 2024 году есть риски уйти в некоторую негативную зону — потому что может усилиться санкционное давление в отношении государств, являющихся основными торговыми партнерами РФ, а возможностей бюджета из-за расходования резервов и ФНБ будет меньше", — заключил собеседник агентства.
https://1prime.ru/society/20230503/840521772.html