Кто-то из моих иностранных коллег, увлекающихся юридической футурологией, сказал несколько лет назад, что через десять лет останется только две категории юристов: юристы с развитыми социальными навыками и эмоциональным интеллектом — и безработные юристы. С этим прогнозом, полагаю, трудно не согласиться. В то время как технические аспекты нашей работы все в большей степени будут подвергаться автоматизации, навыки межличностного общения, способность понять клиента как человека, разобраться в его реальных нуждах и интересах, донести свою мысль в понятных терминах и убедить принять юридически правильное решение — эти качества, полагаю, и через пять лет будут оставаться прерогативой homo sapiens. При этом, с учетом быстроменяющегося уровня технологий, законодательского и регуляторного ландшафта, требований бизнеса, предполагающих понимание корпоративными юристами продукта, предлагаемого рынку — ключевой компетенцией для юристов, как и для представителей других профессий, будет способность к обучению.