В медиабизнесе еще более будут востребованы IT и digital навыки и компетенции. Например, для дизайнера виртуальной среды необходимыми областями знаний станут архитектурный дизайн, редакторское дело, психология. В целом, будут востребованы люди, которые способны мыслить нестандартно. Например, сегодня у издательских домов в соцсетях задача сложная — нужно понимать их природу и следовать ей и в то же время сохранять своё лицо, свой стиль. Особенно это сложно, потому что лицо должно оставаться коллективным, а соцсети требуют индивидуализации. Соответственно, потребуются менеджеры — интеграторы классических медиабрендов в среду социальных сетей. Впрочем, сегодня уже многие, даже подростки, понимают, что известный блогер — это не одиночка, а всего лишь лицо, за которым скрыта целая команда. В контенте соответствовать запросам социального сообщества издателям в принципе удаётся. В контенте, но не в бизнесе. Массовым медиа сложнее найти канал для извлечения прибыли. В этом заключается своеобразный парадокс: вроде бы контента много, а денег, если говорить о деятельности в соцсетях, нет. Поэтому, блогеры дают нам, издателям, сто очков фору. Они нашли свой контент: одни монетизируют знания об Iphonе, другие — об авто, третьи преуспели в лайф-хаках. Чтобы достойно отвечать на рыночные вызовы, издателям потребуются коммерсанты, способные эффективно монетизировать их мобильные и социальные каналы. Будут востребованы интуиты. Им не нужно брать паузу, пока «компьютер» в голове выдаст результат. И не важно, сколько критериев может переварить этот «компьютер». Они моментально понимают, куда двигаться. Поэтому, когда в современном мире требуется решать многокритериальные задачи, люди, обладающие такими навыками, будут более эффективны. Будут востребованы журналисты, умеющие виртуозно работать со словом, ведь это всегда была, остаётся и останется козырной картой издательского дела. И кто начинал с профессиональной журналистики в традиционных медиа, тот вполне способен остаться на плаву и в соцсетях, и в СМИ будущего.