В целом, оно не изменилось. Изменился рынок, но все те цели, которые коммерция должна преследовать, сохранились. Остались прежними ключевые показатели эффективности, доходности, оборачиваемости. И прелесть нашей работы в том, что все эти финансовые показатели вполне осязаемы, легко понять, как их достичь. У меня есть опыт работы и в аптечной сети, и у дистрибьютора, и у производителя лекарственных средств. Почти 2 года я являюсь коммерческим директором ПАО «Аптечная сеть 36,6», которая включает розницу и дистрибуцию. Очень интересно смотреть на один и тот же бизнес с разных сторон, из разных сегментов, это очень помогает в работе. Когда мы покупаем что-то у дистрибьюторов, я понимаю, как строится их ценообразование, как можно повлиять на прайс. Могу оценить, насколько и с кем мне сейчас выгоднее работать: с поставщиками или с дистрибьюторами, и если с дистрибьюторами, то с какими. Могу сказать, что сам стиль работы коммерческого директора за последние пять лет стал более жестким. Сказывается кризис дебиторской, кредиторской задолженности. Еще пять лет назад можно было работать на максимальном человеческом доверии. Сейчас работать на честном слове становится сложнее, все пытаются себя финансово подстраховать. Дистрибуторы начали постепенно менять правила игры, конечно начали эти изменения лидера- Протек, Катрен. Дистрибуторы берут на себя максимальные риски, кредитуют большой кусок розницы и отвечают за возвратность средств перед производителями. Производители ужесточают условия работы с дистрибьюторами — те, в свою очередь, отыгрываются на аптечных сетях. Что мы сейчас имеем? Банковские гарантии, которые розница обязана предоставлять дистрибьюторам, и относительно короткие, по сравнению с прошлыми годами, отсрочки платежа. Когда-то это было 120 дней, потом 90 дней, теперь уже отсрочка в 60 дней — это отличная история, а у мелких сетей перед дистрибьюторами бывает и тридцатидневная отсрочка. Однако не могу сказать, что это прямо пропорционально сказалось на цене, вот что важно.