Цель любой инвестиционной компании, если говорить совсем упрощенно, состоит в зарабатывании денег на купле-продаже активов. Со временем ты должен продать тот или иной актив дороже, чем ты его купил, — это очевидный факт. Заработать на монетизации возможно в двух случаях: либо ты что-то дешево купил (в каких-то особых ситуациях), либо сделал приобретенный актив дороже. Наша задача как стратегов — поиск таких возможностей и фасилитация процессов, чтобы наши бизнесы максимально развивались в ногу со временем. Мы должны видеть и находить точки роста и совершать сделки там, где есть высокий потенциал для роста стоимости бизнеса. Если говорить о том, как изменилось содержание профессии за 5 лет, — стало намного сложнее. Времена поменялись, работы стало больше и работать нужно более глубоко. В течение многих лет, начиная со времен перестройки, с перерывами на кризисы, все росло как грибы, потому что была относительно дешевая рабочая сила, энергия и практически неограниченные ресурсы. Мы были вполне конкурентоспособны на глобальном уровне, бизнесы росли и с доходов от этого роста можно было заниматься внедрением инноваций и многим другим. Сейчас все по-другому: общемировая ситуация не очень благоприятна и российская экономика переживает не самые лучшие времена. Теперь нужно намного более виртуозно подходить к тому, во что ты инвестируешь, и «на берегу» понимать, как ты создаешь стоимость на этой инвестиции. Поэтому важная часть нашей работы как стратегов — еще более тщательно и строго подходить к инвестанализу, выбору целей и путей создания стоимости от входа за Х до выхода за Y. Что еще изменилось: pipeline стал намного меньше. Если раньше это было больше про отбор, то сейчас это, скорее, про поиск. Когда-то было очень много разных проектов, начинающих компаний. Сейчас не так много целей для приобретения, что делает поиск довольно сложным. Поэтому мы больше внимания уделяем взаимодействию с Академией наук, РЭШ и другими экспертными центрами. Ученым зачастую очень сложно в одиночку превратить идею в успешный бизнес, а у нас для этого есть все компетенции. Мы стараемся на ранних стадиях финансировать инновационные проекты потому, что есть много интересных научных разработок. Это отчасти и про улучшение бизнеса, не только про новые сделки, но и про создание стоимости существующих наших активов.