Структурная перестройка и адаптация к новым условиям российской экономики предполагает определение того, какие сектора нуждаются в первоочередной поддержке. Необходимо также выработать такие инструменты, которые были бы наиболее эффективны. Об этом шла речь на сессии «Новые форматы мер поддержки как основной фактор успешной трансформации экономики», прошедшей в рамках Московского финансового форума — 2022.
В мероприятии приняли участие президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко; руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Мария Багреева; заместитель Председателя Правительства Московской области — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева; заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Полина Крючкова; член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута; Министр экономического развития Челябинской области Иван Куцевляк, Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко, генеральный директор Федерального центра компетенций «ФЦК» Николай Соломон.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Полина Крючкова отметила, что в настоящее время экономика России чувствует себя лучше, чем прогнозировали эксперты весной.
Для адаптации экономики к новым условиям было реализовано несколько групп мер. Антикризисные меры регуляторного характера — это те меры, которые и дальше будут выполнять свои функции. Вторая группа мер — срочные регуляторные, например, меры, связанные со стабилизацией финансового рынка, которые в силу решения всех поставленных перед ними задач дальше продлеваться не будут. Временные меры, например, по поддержке параллельного импорта, будут действовать до выполнения поставленных задач.
«Выбор наиболее эффективных инструментов поддержки — крайне важная задача. «Когда мы говорим о результативности, необходимо помнить, что востребованность некоторой меры со стороны бизнеса не означает всегда востребованность со стороны государства», — говорит Полина Крючкова. — Поэтому, когда мы вкладываем бюджетные деньги, надо отвечать ещё на один вопрос: соответствующие инвестиции, соответствующий спрос — он существовал бы без государства? Это некое приращение [спроса] или мы замещаем государственными деньгами деньги частные? И, конечно, задача именно в том, чтобы обеспечивать прирост инвестиций, прирост спроса и так далее, а не замещение».
Структурная перестройка экономика подразумевает, что те проекты, которые обеспечат значимый вклад в ее проведение, должны получать необходимую поддержку. Но для этого важно определить таксономию таких проектов. Принципиально, чтобы таксономия была описана на уровне принципов, а не закрытого перечня компаний. Это обеспечит гибкость, прозрачность, конкурентность и максимальную эффективность мер поддержки», — сказал член Совета директоров Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Мария Багреева обратила внимание, что роль регионов в формировании плана поддержки крайне велика. «Мы, как Москва, отвечали за координацию, сбор и обработку предложений регионов по включению отдельных мер в план, активно взаимодействовали как со всеми регионами, так и с отраслевыми комиссиями Госсовета, — отметила она. — Для нормализации кризисной ситуации в столице, были использованы как регуляторные меры в виде упрощения правил ведения учета, так и финансовые меры поддержки, например, программы льготного кредитования».

Заместитель Председателя Правительства Московской области — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева поделилась опытом организации мер поддержки экономики в Московской области. «Структура экономики Московской области широко диверсифицирована, — отметила она. —

У нас, например, доля малого бизнеса в структуре экономики составляет 30% по объему и 22% — в доходной части бюджета. Приоритетным направлением развития экономики РФ в 2022 году стало импортозамещение. Для Московской области импортозамещение — это не просто красивые слова. Мы уже собрали 123 проекта, и под каждый проект мы индивидуально подбираем набор мер поддержки».

Материал предоставлен третьими лицами. Агентство не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Авторские материалы публикуются без изменений и исправлений. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.