НЬЮ-ДЕЛИ, 21 окт - РИА Новости, Александр Невара. Глава филиала ВТБ в Индии Юрий Яковлев в интервью РИА Новости высказался за создание специализированного инвестиционного фонда для продвижения российских технологий на индийский рынок, который мог бы формироваться за счет средств так называемого рупийного долга.

Общая сумма рупийного долга эквивалентна примерно 1 миллиарду долларов, Индия погашает долг перед РФ по старым кредитам, перечисляя на счет ВЭБа средства в индийской валюте. Страны в 2007 году договорились направлять эти средства, помимо закупок Россией индийских товаров, на финансирование долей российских предприятий или государства в совместных предприятиях. Таким образом весной 2011 года правительство России приобрело долю в индийском сотовом операторе SSTL за 600 миллионов долларов.

Сейчас остающиеся у РФ средства в индийских рупиях стремительно обесцениваются. Рупию называют самой слабой валютой среди основных азиатских валют. С начала текущего года курс индийской рупии упал на 12% и составляет сейчас 61,57 рупии за доллар. Аналитики Deutsche Bank не исключали того, что вскоре индийская национальная валюта упадет до 70.

- Российско-индийские торговые и экономические отношения часто называют «слабым звеном» нашего стратегического партнерства. В начале октября вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Москве и Нью-Дели необходимо «принять дополнительные, а порой даже решительные меры для обеспечения устойчивого роста российско-индийской торговли». Он отметил, что она пока не соответствует объемам экономик наших двух стран. Каким образом можно активизировать наше экономическое партнерство?

- Политическая воля увеличивать товарооборот, расширять торгово-экономическое сотрудничество сегодня присутствует с обеих сторон. Вопрос в том, как использовать этот политический потенциал для реализации конкретных проектов, продвижения конкретных договоренностей, тех или иных инициатив в Индии или в России. Интерес к бизнесу есть, но масштабы сотрудничества в целом пока небольшие. Индийские компании развивают бизнес в России, создают там предприятия. Так, у индийских фармацевтических, автомобилестроительных (прежде всего занятых в производстве автокомпонентов) компаний есть хорошие перспективы на российском рынке. Но пробиться им очень трудно - существует жесткая конкуренция с европейскими и российскими производителями, очень непросто пройти процедуру регистрации продукции. Российские компании также ищут возможности выйти на индийский рынок. Из последних российских проектов в Индии стоит выделить проект строительства российской компанией СИБУР завода по производству бутилкаучука под Джамнагаром, который осуществляется совместно с индийской компанией Reliance Industries Ltd., проект сборки грузовиков КАМАЗ. Стабильно работают на местном рынке АФК «Система», «Мосметрострой» и другие.

Раньше, во времена советско-индийской торговли, все было регламентировано, определялись объемы закупок, все было понятно и просто в условиях плановой экономики. Но сегодня рынок сам определяет, что и где покупать. Например, большая часть чая закупается российскими компаниями не в Индии, а на Шри-Ланке. Значительная индийских поставок в Россию идет через Дубаи, другие точки, и не учитывается в товарообороте. То же самое можно сказать и о российском экспорте. Однако компании осуществляют так свои поставки, потому что им это выгодно, такова их политика, и заставить их действовать по-другому нельзя.

Необходимо искать больше точек соприкосновения. Ведь история наших взаимоотношений полностью лишена антагонизмов. И она подталкивает нас сотрудничать в сфере политики, экономики, науки. Я считаю, что для России Индия может сегодня выступать не только как торговый, но и как технологический партнер. Используя российский технологический потенциал и соединив его с индийским промышленным потенциалом, вместе мы могли бы делать очень интересные проекты и разработки, например, в сфере машиностроения, судостроения, авиастроения. Показателен успешный пример создания совместно РФ и Индией сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос». Следует помнить, что технологический уровень частных крупных индийских компаний, таких как Tata, ABG Shipyard, Mahindra, Larsen&Toubro, HAL, BHEL и других очень высок, они приступают к работе в таких сложных отраслях, как оборонная промышленность, авиастроение, ядерная энергетика.

Активизировать торгово-экономическое сотрудничество трудно в силу различных причин, и не в последнюю очередь - финансовых. При этом географический, транспортный фактор играет роль, но далеко не главную.

Попытки на протяжении последних двух десятилетий модернизировать двухсторонние отношения, придать им новый импульс в условиях рыночной экономики до настоящего момента не принесли положительных результатов. Напротив, наметилась тенденция сокращения объемов экономического и военно-технического сотрудничества, что неизбежно сказывается и на уровне политического взаимодействия правительств.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что задача развития российско-индийских отношений требует государственного комплексного подхода. Масштабные межправительственные соглашения и проекты могут быть осуществлены только благодаря значительным политическим и финансовым ресурсам обеих стран.

На сегодняшний день одной из основных причин, препятствующих продвижению российских технологий, наукоемкой продукции, машин и оборудования на индийский рынок, является отсутствие у предприятий и организаций необходимых финансовых ресурсов.

Одним из источников финансирования совместных проектов мог бы стать инвестиционный фонд, участие в котором могли бы принять ведущие российские и индийские банки, инвестиционные компании и фонды.

На сегодняшний день у Российской Федерации остаются средства в индийских рупиях, поступающие в погашение задолженности Республики Индии перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР и РФ государственным кредитам. Большая часть этой суммы практически не используется на протяжении уже нескольких лет, вследствие чего российская сторона ежегодно теряет только на падении курса рупии и в силу общих инфляционных процессов более 20% накопленных средств. Товарные позиции потеряли интерес для импортеров, а попытки инвестирования в совместные проекты в Индии пока не принесли положительного результата.

Использование данных средств через специализированный фонд, в задачи которого будет входить продвижение на индийский рынок российских технологий, машинно-технической и военной продукции, создание совместных предприятий по производству оборудования, товаров и современных материалов, обладающих высоким экспортным потенциалом, могло бы стать эффективным инструментом использования имеющихся рупийных долговых средств. Сферами интереса данного фонда также могли бы стать финансирование совместных научных и опытно-конструкторских разработок в критических для национальных интересов отраслях, от космических исследований до фармацевтики и сельского хозяйства.

- В середине октября глава Резервного банка Индии Рагурам Раджан объявил, что вскоре могут быть введены новые правила для вхождения на индийский рынок иностранных банков. Возможно, будут разрешены покупка местных банков и создание наравне с филиалами дочерних структур. Какие перспективы в этой связи Вы видите для зарубежных, и, в частности, для российских банков в Индии?

- Индия последовательно проводит либерализацию своего банковского сектора. Возможно, будет разрешено, наконец, иностранным банкам присутствовать в Индии в форме дочерних структур. Ведь сейчас все 43 иностранных банка, работающих в Индии, формально имеют статус филиалов. Филиал - не дочерняя структура, он полностью подконтролен материнскому банку. То есть у нас филиал ВТБ в Индии по российскому законодательству имеет одинаковый статус с филиалом в Воронеже. В какой форме работать в Индии - филиала или дочернего банка, иностранные банки смогут выбирать самостоятельно.

Особенно активно заговорили о либерализации банковского сектора после кризиса 2008 года. Ведь дочерняя структура полностью подконтрольна местному регулятору, который видит весь баланс, все, что происходит в банке, угрожает ли его стабильность разместившим в нем средства индийским клиентам. А в случае с филиалом регулятор видит местный баланс, но не в полном объеме владеет информацией о том, что происходит в его материнской структуре. То есть если за границей обанкротится материнский банк, то пострадают и местные индийские клиенты. Дочерний же банк напрямую не связан обязательствами с материнским банком и зарубежными акционерами.

Для представленных в Индии российских банков форма филиала не очень удобна, так как в российском банковском законодательстве очень расплывчатое определение филиала российского банка за рубежом. Поэтому все филиалы российских банков за границей подчиняются общему регулированию, как и филиалы на территории РФ. То есть Центробанк предъявляет к нам такие же требования, как к любому внутрироссийскому филиалу, что, по сути, неправильно. Присутствие в форме дочерней структуры дает больше самостоятельности, больше возможностей оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию на местном рынке. С другой стороны, увеличатся обязательства перед местным регулятором, вырастут риски.

При этом Индия ожидает аналогичного отношения и к своим банкам за рубежом. Одним из условий открытия иностранного банка в Индии является вопрос о том, присутствуют ли индийские банки в этой стране, даны ли им разрешения на работу там. В России присутствуют индийские банки, работает ICICI, купивший региональный банк в Калуге и развивающий на его базе российский бизнес, и совместная структура State Bank of India и Canara Bank.

Минимальный капитал для открытия филиала зарубежном банка в Индии сегодня - 25 миллионов долларов. Для трансформации в дочернюю структуру, по всей видимости, потребуется докапитализация до 100 миллионов. Пока я не вижу необходимости прихода в Индию новых российских банков. Прежде всего, нужно исходить от объема двусторонних экономических отношений. К сожалению, между Россией и Индией активного роста товарооборота и новых проектов мы не видим. Наш товарооборот по-прежнему держится на отметке примерно в 10 миллиардов долларов. При этом, например, товарооборот Индии и Китая составляет около 75 миллиардов. Уже работающих в Индии ВТБ и Сбербанка сегодня вполне достаточно (также имеются представительства Промсвязьбанка, Газпромбанка, ВЭБа). Размеры их бизнеса пока соответствуют товарообороту РФ и Индии.

Материал подготовлен RIA.ru