МОСКВА, 11 ноя - Прайм, Елена Елина. Возможная национализация пенсионных накоплений приведет к ухудшению инфляционных ожиданий, считают аналитики Альфа-банка. Эксперты не исключают реализации венгерского варианта в России.

Правительство одобрило и внесло в Госдуму пакет законопроектов по пенсионной тематике. Пенсионные накопления всех застрахованных лиц за 2014 год планируется направить в распределительную систему, накопления за второе полугодие 2013 года останутся в ПФР, который будет их инвестировать самостоятельно. С 2015 года накопления будут передаваться НПФ по мере того, как они акционируются, пройдут проверку в ЦБ и вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений, которая должна заработать с 2014 года.

"Снижение значимости накопительной пенсионной системы или полный отказ от нее ее в пользу распределительных пенсий окажет повышательное давление на инфляцию в кратко- и долгосрочной перспективе", - говорится в обзоре Альфа-банка "Пенсионная реформа: назад к распределительной системе?"

По их мнению, возврат к распределительной системе повлечет за собой рост социальных обязательств государства перед населением. Позитивный эффект на бюджет за счет мобилизации дополнительных доходов будет заметен только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной - нагрузка на расходную часть значительно вырастет.

"Обратный ход пенсионной реформы в России нарушит социальный договор, согласно которому население формирует частные сбережения, в том числе пенсионные, а государство сосредоточено на политике таргетирования инфляции. Хотя ЦБ все еще говорит о предпочтении низкой инфляции, активное использование социальных расходов в качестве инструмента поддержки экономики ухудшает инфляционные ожидания", - говорят аналитики.

ПОВТОРИТСЯ ЛИ ВЕНГЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ?

Рост налоговых поступлений и замедление роста пенсий в 2011-2012 годах позволили сократить дефицит Пенсионного фонда России до текущих 3% ВВП, однако пока еще он сильно превосходит 1-2% ВВП у стран-аналогов, наблюдавшихся накануне реформ, и по степени давления дефицита распределительной пенсионной системы на госбюджет Россия очень напоминает Венгрию 2010 года, отмечает Альфа-банк.

Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы Венгрии выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 80% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, страна в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Для этого Венгрия в конце 2010 года временно заморозила новые отчисления в накопительную часть, а вскоре сделала дальнейшее участие в накопительной системе добровольным.

Так как большинство граждан не стало отказываться от накопительной системы, участие в накопительной или распределительной системе было объявлено взаимоисключающим. Желающие остаться в рамках накопительной системы вынуждены были отказаться от гарантированных госпенсий. Выбравшие распределительную систему также должны были отказаться в пользу государства от ранее накопленных частных сбережений, которые в 2010 году в общей сложности составляли 10% ВВП. В итоге все население сделало выбор в пользу более привлекательного в финансовом отношении возврата к распределительной пенсионной системе и отказа от накопленных сбережений.

"Мы считаем, что заморозив новые отчисления в накопительную часть, Россия уже сделала первый шаг в сторону венгерского сценария. Однако эта мера даст ПФР примерно 0,7% ВВП дополнительных ресурсов в год, а этого недостаточно для покрытия его дефицита, который составляет 3,0-3,5% ВВП. Более того, опыт Венгрии показывает, что в качестве следующего шага население может быть поставлено перед жестким выбором между распределительной и накопительной системой", - отмечают аналитики Альфа-банка.

По их словам, одна из главных целей организации накопительной пенсионной системы в 2002 году – создание внутренних источников длинных денег для развития финансового рынка – видимо не входит в список приоритетов правительства, так как бюджетная политика явно демонстрирует нежелание увеличивать госдолг.

ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НЕ БУДЕТ

Аналитики Альфа-банка считают, что давление на бюджет в ближайшие годы будет усиливаться из-за неблагоприятной демографической ситуации. Рождаемость в России заметно снизилась в 1990-е годы после распада СССР. В 1989 году в стране проживало 44 миллиона граждан младше 20 лет, к 2012 году эта цифра сократилась до 30 миллионов. Даже официальный прогноз правительства предполагает сокращение экономически активного населения в ближайшие годы, в том числе на 2 миллиона человек к 2017 году. В то же время количество пенсионеров по-прежнему будет увеличиваться на 1 миллион каждые три года. "В случае отсутствия пенсионной реформы дефицит ПФР, по нашим прогнозам, расширится с 3,2% ВВП в 2013 году до 3,5% в 2016 году", - отмечают в Альфа-банке.

При этом, по их мнению, повышения пенсионного возраста в России в ближайшие годы не будет, а оно могло бы повысить пенсионные доходы и снизить расходы. Несмотря на то, что в России самый низкий пенсионный возраст (60/55 для мужчин и женщин в сравнении с 65-67 в других странах), средняя продолжительность жизни в России также намного ниже и составляет 69 лет против 75 лет в странах Центральной и Восточной Европы. Это самый низкий показатель среди аналогов и пока он существенно не увеличится, ожидать повышения пенсионного возраста не стоит, считают аналитики Альфа-банка.