Сейчас в России действует два основных механизма поддержки отечественных ИТ-компаний: льготы Минкомсвязи по уплате социальных налогов для компаний-разработчиков ПО и более обширный перечень льгот для резидентов Сколково, включая нулевую ставку НДС и налога на прибыль.

Фонд оплаты труда может занимать до 80% в расходах ИТ-компании, и налоговый режим в отношении зарплат сотрудников очень существенно влияет на эффективность бизнеса. Если выручка от разработки и реализации программ для ЭВМ составляет более 90% от всей выручки компании, она может пройти аккредитацию в Минкомсвязи РФ и получить право на сниженную до 14% ставку социальных взносов с ФОТ (существенно лучше стандартных 30%).

При этом зарабатывать компания может только за счет программного обеспечения собственной разработки, приобретение ПО у третьей стороны (даже с исключительным правом владения и пользования) влечет лишение льготы или отказ в аккредитации. Это положение создает определенные неудобства, учитывая распространенную практику разделения операционного юрлица и SPV, владеющего правами на интеллектуальную собственность.

Сразу два фактора снижают эффективность налоговых преференций для резидентов Сколково:

  1. Требование физического присутствия компании на территории инновационного центра
  2. Относительно низкий порог выхода на окупаемость, после которого проект теряет право на льготы.  

Открытие офиса означает дополнительные административные издержки и не всегда целесообразно с точки зрения бизнеса.

Более эффективно действует минский Парк высоких технологий (ПВТ) – там льготный режим экстерриториален и распространяется на всю Республику Беларусь. Предельная величина выручки в 1 млрд руб. и прибыли в 300 млн руб. по мировым меркам достаточно низкие, бизнес подобного масштаба вряд ли можно считать глобально состоявшимся и не требующим дальнейшей поддержки. В упомянутом ранее ПВТ подобный порог отсутствует, что в том числе позволило более чем пятикратно нарастить оборот резидентов за последние несколько лет, до цифры в $1 млрд.