МОСКВА, 28 дек - ПРАЙМ. Наступающий год может оказаться самым трудным с начала XXI века – ситуация в экономике России будет развиваться по сценарию, который власти разрабатывали как стрессовый. Причин для роста цен на нефть в обозримом будущем немного, резервы подходят к концу, геополитическое давление не ослабевает, а динамика ВВП рискует завязнуть на нулевой отметке.

КУРСОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Российская экономика в следующем году может вернуться к росту после провала 2015 года. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП может составить 0,7% при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель. Прогноз Банка России более пессимистичен: эксперты ЦБ ожидают начала устойчивого роста не ранее 2017 года. Инфляция в РФ, по оценке властей, в 2016 году должна замедлиться более чем вдвое – до 6,4%, рост промышленности должен ускориться до 0,6% после падения на 3,3% в уходящем году. Прогноз Минэкономразвития по среднегодовому курсу рубля на 2016 год – 63,3 рубля за доллар.

Прогнозы экспертов по курсу рубля на следующий год более туманны. Некоторые аналитики сходятся во мнении, что 2016 год станет для рубля выигрышным и стоит ожидать его укрепления более чем на 20%. "На фоне ожидаемого нами роста стоимости нефти с 45 до 60 долларов за баррель сорта Brent курс доллара понизится с начала 2016 года от 64,4 рубля до 59 рублей к его завершению", – сказал главный экономист по России и СНГ в ING Bank Дмитрий Полевой.

Другие экономисты предрекают рублю дальнейшую девальвацию. "Наш прогноз – 70 рублей за доллар на конец 2015 года и 70 рублей на конец следующего. Только сейчас он растет, а в следующем году он будет снижаться в этот район", – сказал Евгений Надоршин из "ПФ Капитал". При этом он добавил, что в первом квартале 2016 года стоит ожидать доллар на уровне 80 рублей.

Банк России традиционно не дает прогноз по курсу рубля, глава ЦБ Эльвира Набиуллина на итоговой пресс-конференции в 2015 году лишь ограничилась фразой, что регулятор ожидает снижения волатильности курса рубля.

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Бюджет 2016 года, по признанию министра финансов РФ Антона Силуанова, станет самым жестким за период 2000-х годов. Стремительное падение цен на нефть, которое привело к резкому сокращению доходов казны, вынудило правительство приостановить действие бюджетного правила, которое ранее ограничивало использование нефтегазовых доходов. 

*Президент РФ В.Путин

Путин утвердил бюджет-2016

При этом сам бюджет решено верстать только на один год, а не на три, как прежде. Власти подчеркивали, что это временные меры: за год правительство разработает новое правило, которое будет лучше соответствовать сложившимся экономическим реалиям, и можно будет вернуться к практике среднесрочного бюджета.

Закон о бюджете на 2016 год, подписанный президентом РФ в конце декабря, предполагает дефицит на уровне 2,36 триллиона рублей или 3% ВВП. Документ сверстан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель. Из Резервного фонда на финансирование дефицита планируется направить 2,3 триллиона рублей. Такой расклад позволяет правительству выполнить почти все социальные обязательства, за исключением индексации пенсий по уровню инфляции. Остальные расходные статьи – прежде всего инвестиции - пришлось ограничить.

Министр финансов даже к такому плану относится скептически: при сохранении текущих цен нефть и курса рубля, по оценке министерства, бюджет может недополучить еще примерно столько, сколько должно остаться в Резервном фонде к концу года - около 1,5 триллиона рублей или 2% ВВП. А значит, Россия рискует подойти к предвыборному 2017 году вовсе без привычной подушки безопасности.

БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА

Чтобы за год не лишиться резервов, Минфин начал очень осторожно поднимать тему секвестра бюджета. Однако в правительстве пока не настроены на столь жесткие меры. Первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал сначала поискать дополнительные доходы, а не сокращать те расходы, которые предусмотрены в законе о бюджете.

*Антон Силуанов, Алексей Улюкаев и Игорь Сечин

Улюкаев подтверждает необходимость продажи госпакета "Роснефти" в 2016 г

Например, в сложных финансовых условиях власти могут решиться на приватизацию крупных активов. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев подтвердил, что "Роснефть", "Аэрофлот", "Совкомфлот", АЛРОСА и ряд других крупных компаний технически готовы к продаже.

"Не исключаю, что для того, чтобы не палить резервы, а для того, чтобы обеспечить доходы и изменить структуру несколько вот этих крупных компаний, правительство и пойдет на эти решения", - сказал Путин.

Приватизация "Роснефти", Совкомфлота и "Аэрофлота" стоит в государственном плане на период до 2016 года включительно. При этом доходы от возможной продажи пакета "Совкомфлота" были заложены в бюджет на 2015 год, однако из-за неблагоприятных условий на рынке сделку отложили.

ДОЛГ КАРМАН НЕ ТЯНЕТ

Наступающий год может стать для России годом возврата на внешний рынок суверенного долга. До вхождения Крыма в состав России в течение нескольких лет Минфин размещал евробонды на 7 миллиардов долларов ежегодно, и этот инструмент пользовался популярностью у западных инвесторов.

Однако с 2014 года, после того как большая тройка рейтинговых агентств снизила суверенный рейтинг РФ, Минфин России перестал выходить на внешние долговые рынки. В бюджете 2016 года такая возможность предусмотрена в объеме до 3 миллиардов долларов. "Посмотрим, насколько эти заимствования будут приемлемы по процентным ставкам для нас", - заявил, представляя бюджет в Госдуме, министр финансов. "Уверен, что если ситуация кардинально не изменится, мы сможем эти деньги привлечь", – сказал он.

Основной упор в долговой политике на 2016 год власти РФ все же делают на привлечении внутренних ресурсов: предельный объем привлечения на рынке РФ в бюджете установлен на уровне 1,049 триллиона рублей. Причем кроме традиционных ОФЗ с фиксированным купоном и опробованных в 2015 году ОФЗ с плавающей ставкой и облигаций с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН), Минфин России в следующем году готов пойти на более смелый эксперимент: разместить на внутреннем рынке облигации в юанях, а также расширить доступ к покупке гособлигаций для физических лиц.

КОМУ ДОЛЖЕН – ВСЕМ ПРОЩАЮ

Последний день уходящего года является крайним сроком, когда Россия может рассчитывать на погашение официальной задолженности Украины на 3 миллиарда долларов. И хотя власти РФ заявили, что будут ждать этого платежа до первого новогоднего удара курантов, уже очевидно, что чуда не произойдет. Это значит, что Украина проснется 1 января в состоянии дефолта, а весь следующий год пройдет для обеих стран под знаком весов международного арбитража.

Евробонды Украины, выкупленные Россией в конце 2013 года за счет средств ФНБ, подлежали погашению 20 декабря. Соответствующий платеж в пользу РФ Украина должна была совершить в рабочий день 21 декабря, однако деньги не были перечислены. Согласно проспекту эмиссии облигаций, формально дефолт наступает по истечении льготного периода в 10 дней – то есть 31 декабря. 

Медведев поручил взыскать с Украины $3 млрд долга с учетом штрафов

Киев предупредил, что возвращать деньги не будет: в середине декабря правительство страны официально ввело мораторий на выплату этого долга. Мораторий также распространяется на возврат 507 миллионов долларов двум российским банкам. Власти РФ сразу заявили, что эти решения незаконны и стали готовить документы для иска в международный суд. Решение суда, каким бы оно ни было, станет прецедентом в мировом праве, поскольку впервые одно государство подает иск против второго об отказе в выплате долга. Ранее долговые споры между суверенами решались в рамках переговоров сторон или при посредничестве специальных институтов, например, Парижского клуба кредиторов.

РЕЖИМ НАИМЕНЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ

Еще один "новогодний подарок" Украине – с 1 января торговля между странами будет вестись в режиме наибольшего благоприятствования. Отныне украинские товары будут поставляться в РФ со средневзвешенными пошлинами на уровне 6%, что соответствует обязательствам по уровню тарифов РФ в ВТО. На этот шаг Москва пошла, чтобы защитить отечественный рынок от евроинтеграции Украины.

*Здание МИД РФ

МИД РФ: Украина и Евросоюз завели переговоры об ассоциации в тупик

В 2014 году Украина и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей.

 По оценке Минэкономразвития, ощутимого эффекта для экономики РФ непосредственно от отмены свободной торговли с Украиной не будет. По итогам 2015 года товарооборот России и Украины уже снизился до 12 миллиардов долларов против почти 40 миллиардов долларов два года назад. А если бы Россия не отреагировала на запуск зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, то ущерб для предпринимателей РФ в краткосрочной перспективе мог бы составить 3,5 миллиарда долларов, сообщил первый замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев.

ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ

В предстоящем году для России важно не упустить шанс занять существенную долю иранского рынка. И речь идет не только о нефти и газе. РФ и Иран рассматривают реализацию проектов на сумму до 40 миллиардов долларов, в ближайшее время по ним уже могут быть подписаны контракты. Стороны также рассмотрят возможность создания совместного российско-иранского банка, который будет кредитовать эти проекты. 

*Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов

Россия нацелилась на быстрое создание ЗСТ с Ираном

В уходящем году странам "шестерки" наконец удалось достичь исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома, что позволяет Ирану рассчитывать на снятие экономических и финансовых санкций со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.

Несмотря на то, что пока нет ясности в том, когда именно Иран откроется для остального мира, представители западных стран уже пытаются наладить прежде всего коммерческий диалог и получить обещания выгодных контрактов. Поэтому России придется работать в Иране в условиях жесткой конкуренции со странами, многие из которых уже реализуют проекты в стране.

Россия предложила Ирану такие традиционные для себя проекты, как поставки зерна, развитие инфраструктуры и освоение месторождений. И даже заявила о готовности предоставить государственный экспортный кредит на 5 миллиардов долларов и еще 2 миллиарда долларов от ВЭБа. Первый транш поступит уже в следующем году.

ЗАПАДНЫЙ МАРШРУТ НА ВОСТОК

Российский поворот на Восток в следующем году может выразиться в достижении окончательных договоренностей "Газпрома" и китайской CNPC по западному маршруту поставок газа в Китай.

Западный маршрут предусматривает поставку в Китай газа с месторождений Западной Сибири в объеме 30 миллиардов кубометров в год на первом этапе. В мае 2015 года "Газпром" и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай по этому маршруту, который получил название "Сила Сибири-2".  

В настоящее время "Газпром" уже ведет строительство газопровода "Сила Сибири" для транспортировки газа в КНР по восточному маршруту мощностью 38 миллиардов кубометров газа в год. Всего монополия планирует три маршрута поставок трубопроводного газа в Поднебесную: восточный, западный и с Дальнего Востока. Начало поставок ожидается с 2018 года.

"Если говорить о переговорах по западному маршруту, то, конечно же, главным вопросом является вопрос ценовой, и, сравнивая график переговоров по восточному маршруту и по западному маршруту, можно рассчитывать на то, что договоренность может быть достигнута в первой половине 2016 года", – сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер.

 

Глава Минэнерго РФ Александр Новак считает основной причиной замедления переговоров по западному маршруту снижение темпов роста экономики КНР: в последние несколько лет темпы ее роста начали заметно снижаться, а в текущем году они были самыми медленными после 2009 года.