Десять фактов о проекте бюджета
МОСКВА, 25 окт - Прайм. Проект федерального бюджета на 2014-2016 годы, который в пятницу должен пройти первое чтение в Госдуме, уже успел заслужить звание самого противоречивого, неприятного и тяжелого за многие годы. Агентство "Прайм" подготовило десять самых примечательных фактов об этом документе.
1. Честно о стагнации
Впервые за последние десять лет власти честно и заранее заявили всем, что рост экономики замедляется и особых надежд на "резкий скачок", "улучшение макроэкономики" и прочие приятные неожиданности, которые обычно обещают, ни у кого нет. А потому бюджет должен верстаться с осознанием сего факта и все свои "хотелки" министерства должны соизмерять с реальностью.
2. Секвестр, который несеквестр
Как результат подобной изначально мрачной установки прозвучало страшное слово "секвестр". Шоком для министерств и ведомств стало требование снизить свои расходы на 5%. Однако сам Минфин слово "секвестр" употреблять отказывается, настаивая на более мягком выражении "бюджетный маневр". Свои резоны у него есть: секвестр подразумевает тотальное урезание всех расходов бюджета, в нынешнем же бюджете сэкономленные на маневре деньги пойдут на приоритетные направления, а именно выполнение майских указов президента.
3. Самоограничение по зарплатам
Экономить должны все, заявили чиновники и впервые решили начать с себя. Не то чтобы сократить зарплаты или уменьшить парк автомобилей, но хотя бы не увеличивать себе и военным оклады аж весь 2014 год. Но и на этом спасибо. Потому как в прошлом году средняя зарплата служащих, скажем, администрации президента РФ увеличилась на 46,5% и составила более 132 тысяч рублей. Всего самоэкономия принесет в бюджет 31 миллиард рублей.
4. Монополиям тоже придется несладко
Но в одиночку самоограничиваться неприятно, а потому естественным монополиям – "Газпрому", РЖД и "Россетям" - в приказном порядке велели заморозить тарифы на 2014 год. Но не для населения, которое может даже не прочувствовать заморозку в своих платежках, а только промышленным предприятиям. Правда, тройка пострадавших монополий восприняла в штыки такой хитрый маневр за их счет и начала традиционный "плач Ярославны", поэтому пилюлю властям пришлось немного подсластить.
5. Нефтяной маневр
Власти уже перестали рассказывать населению сказки, что малый бизнес еще чуть-чуть подрастет и начнет кормить страну. Пока кормят ее исключительно нефтяные компании, а потому в ожидании кризиса им подложили новый "нефтяной маневр": экспортная пошлина на нефть понизится, а НДПИ повысится. Простым россиянам в сложности налогообложения лезть не зачем, главное, что в результате маневра цена на бензин в нефтяной стране вырастет в 2014 году на… Минфин обещает ненамного, но сами нефтяники грозят ростом в 10-15%. Так что за маневры заплатят автолюбители.
6. Лузеры и победители
Если все ужмутся, то кто же получить "отжатое"? Хотя власти заезженной пластинкой твердят про социальную направленность бюджета, эксперты успели окрестить его военно-ориентированным. Социальные обязательства растут только номинально, а в общем объеме расходов бюджетной системы за три года снижаются. Зато оборона, как всегда, в выигрыше, причем как в номинале, так и в реальной жизни. За три года расходы на нее вырастут более чем на 40%. Больше всего пострадает господдержка СМИ - за три года она сократится на треть.
7. Все секреты по карманам
Военная ориентация бюджета увеличила и его секретность: по подсчетам Института Гайдара, почти 25% всех расходов попадает в закрытую часть. Министр финансов Антон Силуанов позже пояснил, что рост закрытой части напрямую зависит от расходов по госпрограмме вооружений. В сухом остатке расклад такой: если в 2013 году секретным был каждый седьмой рубль, то в 2014 году - уже каждый шестой, а в 2016 году - каждый четвертый.
8. Бюджетное правило
Гордость проекта бюджета - то, что мало кому понятное "бюджетное правило" сохраняется и вроде бы сдерживает траты нефтегазовых доходов. Собственно, вводилось оно для того, чтобы сдернуть Россию с "нефтяной иглы": мол, растут доходы от продажи нефти - растут и расходы бюджета, а стоит этим доходам упасть, как нечем будет платить зарплаты и строить мегаолимпийские стадионы. В 2014 году вместо прогнозной цены нефти в 101 доллар за баррель бюджет верстается исходя из 93 долларов, дабы направить разницу в Резервный фонд.
9. Правила создаются, чтобы их обходить
Но не было в России таких правил, которые бы не смогли обойти. Так, МВФ хвалил Россию за жесткое "бюджетное правило" и призывал его еще ужесточить, пока не понял, что найден способ и правило соблюсти, и деньги потратить. В следующем году из Фонда национального благосостояния, который также сформирован на нефтяные деньги, выделят минимум 450 миллиардов рублей, а может и больше, на три инфраструктурных проекта: развитие "Транссиба" и БАМа, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.
10. Пенсионеры против кризиса
Меганаходка, от которой вздрогнул весь финансовый рынок, - это забрать пенсионные накопления за 2014 год в 244 миллиарда рублей и направить их в общий котел Пенсионного фонда. Будущие пенсионеры надеялись, что эти ежемесячные отчисления их работодателей пойдут плюсом к их скромной пенсии. Но выяснилось, что средства за весь 2014 год достанутся нынешним пенсионерам, а будущим это зачтется загадочным коэффициентом в пенсионной формуле. Сэкономленное может пойти на антикризисные цели. Если оглянуться на кризис 2008-2009 годов, то на помощь банкротящимся банкам, задышавшему на ладан автопрому и прочие далеко не всем понятные цели.
10,5. Самое интересное по версии Минфина
Сами власти про предыдущие 10 пунктов почему-то стараются не говорить, зато Минфин постоянно напоминает, что главная новация этого года - программный подход. Человеку, далекому от бюджетного процесса, это мало что говорит. Смысл новации в том, что вместо привычных и не очень понятных статей типа "Общегосударственные вопросы" и "Национальная экономика" бюджет параллельно формируется по госпрограммам. В которые кроме денег заложены, по идее, понятные цели и результаты. Мол, за сумму Х к 2018 году мы получим здравоохранение как в Израиле, дороги как в Европе и рождаемость как в Бангладеш.
Проблема в том, что министерства своеобразно поняли задачу, и программный бюджет, по мнению Счетной палаты, получился вообще без живых цифр. Некоторые министерства вообще написали прямо: добьемся поставленной цели за нереальные деньги, то есть те, которые нам никогда и никто не даст. Поэтому госпрограммы будут переделывать и дорабатывать. Должны успеть к концу года.
https://1prime.ru/macroeconomics/20131025/768873476.html