МОСКВА, 24 сен - Прайм, Лана Самарина. Ухудшение базового прогноза развития российской экономики на 0,2-0,3 процентных пункта более вероятно, чем его улучшение, в том числе и из-за рисков сокращения инвестпрограмм естественных монополий, говорится в макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития.

На прошлой неделе правительство РФ решило заморозить тарифы монополий на 2014 год для промышленных потребителей, а для населения в 2014-2016 годах индексировать их по формуле "инфляция минус" - на инфляцию предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7. В связи с этим правительство поручило МЭР доработать трехлетний макроэкономический прогноз. Министерство внесло его во вторник в правительство.

Согласно базовому варианту прогноза, рост российской экономики в 2013 году составит 1,8%, в 2014 - 3%, в 2015 - 3,1%, в 2016 - 3,3%.

"В целом вероятность более сильного замедления экономической динамики (на 0,2 - 0,3 процентных пункта) превосходит вероятность того, что рост будет сильнее, чем в базовом варианте прогноза", - говорится в документе.

Одним из факторов, министерство называет неопределенность развития мировой экономики и нестабильность ценовой динамики мировых товарных рынков в среднесрочной перспективе. Однако больше опасений вызывает внутренняя ситуация в стране.

"Замедление экономического роста может быть связано с тенденциями и динамикой внутренних факторов развития, которые могут обостриться значительно сильнее, чем предусматривается в прогнозе", - говорится в документе. Основным риском является то, что инфраструктурные монополии могут отреагировать на ограничение роста их тарифов в части сокращения инвестиционных программ сильнее, чем заложено в прогнозе.

ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ "ГАЗПРОМА"

"С учетом высокой долговой нагрузки сетевых компаний в электроэнергетике и ОАО "РЖД" снижение прибыльности может существенно снизить кредитный потенциал компаний и ограничить возможности займов. ОАО "Газпром" может сильнее сократить инвестиционные проекты в результате резкого снижения рентабельности продаж на внутреннем рынке", - говорится в документе.

Минэкономразвития из-за запланированной на 2014 год заморозки тарифов естественных монополий для промышленности понизило свою оценку инвестпрограммы "Газпрома" на ближайшую трехлетку на 311 миллиардов рублей. В частности, в 2014 году инвестпрограмма может сократиться на 33 миллиарда рублей, в 2015 - на 100 миллиардов, в 2016 - на 178 миллиардов. При этом выпадающие доходы "Газпрома" на 2014-2016 годы МЭР оценило на уровне 589 миллиарда рублей (в 2014- 67 миллиардов рублей, в 2015 - 205 миллиардов рублей, в 2016 - 317 миллиарда рублей).

Правительством будут реализованы некоторые институциональные мероприятия, необходимые для ограничения роста конечной цены на газ, сообщается в документе. В частности, Минэкономразвития отмечает, что будут внесены изменения в действующее законодательство, закрепляющие регулируемые оптовые цены на газ и плату за снабженческо-сбытовые услуги в качестве предельных значений для всех категорий потребителей.

"При этом ОАО "Газпром" будет предоставлена возможность реализовывать газ по ценам ниже регулируемых (предельных) оптовых цен на газ с ограничением указанного дисконта в размере 30% от регулируемой цены. Одновременно с внесением указанных изменений будут приняты правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в РФ (соответствующий проект постановления правительства подготовлен ФАС России)", - сообщается в документе.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА ПОД УДАРОМ

"Снижение темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии может оказать влияние на реализацию инвестиционных программ сетевых компаний. При сокращении их выручки в 2014-2016 годах приблизительно на 290 миллиардов рублей инвестиции в основной капитал за три года могут снизиться более чем на 230 миллиардов рублей", - говорится в прогнозе МЭР.

По расчетам министерства, выручка сетевых организаций из-за "тарифного маневра" сократится в 2014 году на 42 миллиарда рублей, в 2015 году - на 107 миллиардов рублей, в 2016 году - на 140 миллиардов рублей.

Инвестпрограмма "Россетей" в результате может снизиться в 2014 году на 33 миллиарда рублей, в 2015 - на 87 миллиардов, в 2016 - на 114 миллиардов.

"С учетом высокого уровня задолженности сетевых компаний (соотношение долг/EBITDA около 3,0) есть риски ухудшения условий кредитования, что может дополнительно увеличить масштабы сокращения инвестиций", - отмечается в прогнозе. Вместе с тем дочерние общества "Россетей" проводят работу по увеличению сроков заимствований, в том числе за счет привлечения средств пенсионных накоплений, чтобы сохранить инвестиционные рейтинги компаний, напоминает МЭР.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И ИНВЕСТИЦИИ

В 2014 году предусмотрен перенос сроков индексации регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки и услуги инфраструктуры на 1 января 2015 года. В 2015 и 2016 годах тарифы повышаются с января на 4,8% и 4,9% соответственно.

Сокращение доходов РЖД при прогнозируемом объеме грузооборота оценивается за три года в 234 миллиарда рублей: 2014 год - 64,4 миллиарда рублей, 2015 - 78 миллиардов рублей, 2016 - 92 миллиарда рублей. Предполагаемое сокращение инвестпрограммы составит 189 миллиардов рублей: в 2014 году - 51 миллиард рублей, в 2015 - 64 миллиарда рублей, в 2016 - 74 миллиарда рублей.

МЭР отмечает, что инвестиционная деятельность РЖД будет поддержана за счет государственных ресурсов. В том числе, около 260 миллиардов рублей, включая средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 150 миллиардов рублей, выделяются на развитие Транссиба и БАМа.

Кроме того, 36 миллиардов рублей бюджетных средств и 150 миллиардов рублей средств ФНБ планируется инвестировать в проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Плюс к этому, приняты и реализованы решения по направлению пенсионных накоплений, находящихся под управлением ГУК Внешэкономбанк, на приобретение долгосрочных облигаций РЖД в размере 100 миллиардов рублей, напоминает министерство.