Топ-1000

российских менеджеров

Бизнес-гуру

Отвечают

Ежегодный рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» составляется Ассоциацией Менеджеров с 2001 года с целью выявления эффективных управленческих практик и формирования новой российской управленческой элиты.

01. Доля государства в бизнесе
02. Изменения налоговой системы
03. Инвестиции компании

Какие инвестиции ваша компания планирует осуществить в этом году?

/

 

С.- ПЕТЕРБУРГ,16 июн — ПРАЙМ. Москва заняла первое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России по итогам 2022 года, столица пятый год подряд удерживает лидерство, результаты рейтинга представила гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на Петербургском международном экономическом форуме.

После прочно обосновавшейся на первой строке рейтинга Москвы следует Татарстан, который также удерживает свою позицию уже пятый год подряд, а на третьем месте в этот раз оказались сразу три региона — Московская, Нижегородская и Тюменская области, причем оба последних перечисленных субъекта находились в рейтинге прошлого года на пятом месте. На четвертой строке — Тульская область, Башкирия и Сахалин (два последних региона поднялись на одну ступень по сравнению с предыдущим рейтингом). Пятое место у Новгородской области и Краснодарского края, который в прошлом году занимал восьмое.

На шестой строке — Санкт-Петербург и Чечня, поднявшаяся с 13-го места, на седьмой расположилась Калужская область. Восьмое место поделили Крым и Смоленская область – первый регион в прошлом году находился на седьмой позиции, второй – на 11-й. Девятое место поделили Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Магаданская и Самарская области (у Колымы в предыдущем рейтинге было 14-е место, у ХМАО – шестое). Первую десятку замыкает Карелия, которая в прошлом году занимала 14-ю строку.

Как уточнила Чупшева, по динамике роста в рейтинге лидерами стали Забайкальский край, Чеченская республика, Москва, Нижегородская, Тюменская области, Татарстан и Тверская область. "Инвестиционная активность регионов за пятилетний период значительно увеличилась, отражая диверсификацию экономического развития регионов… Первые два региона рейтинга превысили порог в 300 баллов – впервые. Всего улучшили свой индекс 60 регионов", — сказала гендиректор АСИ.

Она отметила, что третий год подряд продолжается тренд роста удовлетворенности предпринимателями инфраструктурой – это дороги, связь, доступность трудовых ресурсов. Улучшилась оценка мер государственной финансовой поддержки. Увеличилась доля региональных гарантийных обязательств от налоговых доходов регионов, стабильность в оценке особых экономических зон, индустриальных парков и технопарков. Ежегодно сокращаются сроки получения разрешения на строительство. По ее словам, сократилось количество контрольно-надзорных мероприятий в год в три раза.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ ежегодно готовит АСИ совместно с деловыми объединениями. Рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проходит 14-17 июня. РИА Новости является информационным партнером и фотохост-агентством форума.

 

Читать дальшеСвернуть
0

Ежегодно Группа компаний «МЕДСИ» инвестирует значительные средства в стратегически важные проекты, направленные на расширение площадей и открытие новых клиник, внедрение самых современных технологий, обучение и повышение квалификации медицинских специалистов в рамках образовательного проекта «Академия МЕДСИ». Вся эта большая работа ведется чтобы в полной мере соответствовать ожиданиям наших пациентов.

В основе стратегии развития компании «МЕДСИ» — внедрение инновационной медицинской платформы, основанной на вертикально-интегрированной системе оказания медицинской помощи, с элементами 4П-медицины, и достижение лидерских позиций в области здравоохранения в России. Мы объединяем передовой медицинский опыт и лучших профессионалов по различным направлениям медицины в рамках наших Центров компетенций, где каждому пациенту готовы оказать высококвалифицированную медицинскую помощь в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

Среди перспективных проектов Группы компаний «МЕДСИ» на ближайшее время – открытие новых клиник с расширенной диагностической и терапевтической базой в Москве и Подмосковье, дальнейшее расширение региональной сети. Отдельно хотел бы выделить строительство флагманского многофункционального медицинского центра на Мичуринском проспекте площадью более 34 тыс. кв. м. В состав медицинского комплекса войдут клинико-диагностический центр для взрослых и детей, дневной стационар, круглосуточный стационар с отделениями высокотехнологичной хирургии и нейрохирургии, родильный дом и педиатрическое отделение.

Читать дальшеСвернуть
5

Мы инвестируем в разработку платформы ИТ-сервиса в России, которая бы обеспечила прозрачность и управляемость для клиентов, с одной стороны, а, с другой — гибкость для исполнителей по всей стране: штатных специалистов, самозанятых, а также сервисных организаций СМП. На платформе создаются инновационные механизмы взаимодействия между сторонами-участниками, фактически объединяющие их в экосистему.

Читать дальшеСвернуть
0

В этом году началась активная стадия строительства нашего флагманского проекта – ЖК «Крылья», где мы планируем создать новую точку притяжения на западе Москвы.

Мы также намерены инвестировать в строительство качественных жилых комплексов, как камерных клубных домов, так и новых масштабных проектов на территории столицы, где будем активно применять принципы и технологии «Умного города».

К примеру, один из наших проектов комплексного освоения территории (ЗИЛ-Юг) станет современным и мощным технологическим ядром цифровой экосистемы города Москвы.

Читать дальшеСвернуть
3

Бизнес Ehrmann в России стабильно развивается, в том числе благодаря государственной поддержке на федеральном уровне и в Раменском районе Московской области в частности, где у нас расположен завод.

Основными направлениями инвестиций для нашей компании в России являются расширение производства, развитие брендов EPICA и GRAND и увеличение их узнаваемости, расширение линейки продуктов и развитие людей в нашей команде.

Читать дальшеСвернуть
8

«Газпром нефть» активно развивает все направления бизнеса и сохраняет лидирующие позиции в российской нефтяной отрасли по темпам роста финансовых показателей, а также по такому комплексному показателю эффективности, как возврат на вложенный капитал. Динамика роста показателей «Газпром нефти» — как финансовых, так и производственных — свидетельствует о стабильном развитии компании.

К примеру, в прошлом году «Газпром нефть» нарастила чистую прибыль на 26,5% по сравнению с 2016 годом — до 253,3 млрд руб., операционная прибыль (EBITDA) по сравнению с 2016 годом выросла на 20,8% — до 551 млрд рублей.

Объем дивидендов, которые выплатила «Газпром нефть» своим акционерам по итогам 2017 года, достигли исторического максимума, показатель дивидендных выплат более чем на 40% превысил предыдущий рекорд, установленный в 2016 году. В прошлом году объем инвестпрограммы «Газпром нефти» составил 357 млрд руб, и в 2018 году мы планируем инвестиции на этом же уровне.

Компания успешно развивает новые крупные проекты в добыче, продолжает масштабную технологическую модернизацию перерабатывающих активов, с помощью современных технологий формирует единую цифровую платформу управления бизнесом. Капиталовложения в проекты по этим направлениям занимают основную долю в объеме инвестпрограммы «Газпром нефти» в 2018 году.

Читать дальшеСвернуть
6

«МаксимаТелеком» находится в непрерывном инвестиционном процессе, развивая как собственные инфраструктуры, так и программную платформу управления беспроводными сетями. В 2018 году мы планируем несколько нарастить объем инвестиций, начав масштабную программу модернизации инфраструктуры Wi-Fi в Московском метрополитене.

Модернизация в несколько раз повысит скорость интернет-соединения и сократит задержки при обмене данными. В рамках разработки программной платформы в 2018 году планируется запуск абсолютно новой системы авторизации и нового контентно-сервисного портала для абонентов сетей Wi-Fi.

Читать дальшеСвернуть
1

Негосударственные пенсионные фонды на настоящее время являются неким агрегатором функций банков, страховых и инвестиционных компаний. Поэтому для НПФ приоритетным направлением инвестиций является развитие клиентского сервиса и информационных систем, которые обеспечивают высокое качества обслуживания клиентов Фонда, защиту персональной информации, а также выполнение требований регулятора (Банка России) в части отчетности и комплаенса.

Читать дальшеСвернуть
1

В текущей экономической ситуации в РФ, должно ли государство наращивать или сокращать свою долю в бизнесе и почему?

/

Применительно к отрасли здравоохранения, я бы поставил вопрос немного иначе: как сегодня развивается частная медицина, и как она может выступать альтернативой государственной?

Экономические условия, в которых живут эти две ветви медицины, не равны – государственные лечебные учреждения не несут сопоставимых капитальных затрат на строительство клиник и оснащение их оборудованием. Государство обеспечивает и покупку дорогостоящего оборудования, и реконструкцию зданий. Плюс к этому, услуги государственных клиник для пациентов в основном бесплатны.

Все это заставляет нас постоянно искать оптимальную экономическую модель, гибко реагировать на все изменения рынка и запросы пациентов, предоставлять высокое качество обслуживания и лучший сервис. И надо сказать, мы с этим справляемся.

По итогам 2017 года «МЕДСИ» показала рекордный рост выручки на 24%, по сравнению с 2016 годом, которая составила 11,7 млрд руб., и ключевых операционных показателей: посещений на 7% и среднего чека – на 15%.

Читать дальшеСвернуть
15

Доля государства в ИТ-бизнесе на сегодняшний день является чрезмерно высокой, и лучшей позицией государства в этом отношении было бы «не мешать».

Однако социальные и экономические потрясения стране также не нужны. Для этого государство должно создать понятные и прозрачные правила игры и не менять их с завидной регулярностью, как происходит сейчас. Зная правила и то, что они не будут меняться, рынок за счёт конкуренции будет сам себя регулировать.

Таким образом, доля государства в бизнесе станет сокращаться, и тем самым увеличится конкуренция на внутреннем рынке России.

Читать дальшеСвернуть
0

Государство должно иметь функции регулятора, устанавливать правила и четко контролировать их соблюдение. В кризисных ситуациях или при реализации масштабных проектов, государство может непосредственно участвовать в строительном бизнесе, особенно если речь идет о решении стратегических задач. При этом наиболее эффективна модель государственно-частного партнерства, когда государство оказывает поддержку и обеспечивает сопровождение проекта, а частный бизнес добавляет эффективности.

Сегодня, когда происходит последовательный переход отрасли на проектное финансирование, требования к девелоперским компаниям ужесточаются, в том числе в отношении их финансового состояния. Как крупный девелопер, мы поддерживаем текущие изменения в законодательстве. Они позволят сделать рынок более профессиональным и прозрачным и снизят потенциальные риски всех участников долевого строительства.

Читать дальшеСвернуть
6

Компания Ehrmann- это частный бизнес, которым руководит уже третье поколение семьи. Для нас вопрос доли государства в капитале не актуален.

Куда больше мы заинтересованы в роли государства как партнёра, создающего благоприятный инвестиционный климат и стабильные прозрачные законы для соблюдения честной конкуренции в условиях рыночной экономики.

Читать дальшеСвернуть
8

На мой взгляд, в условиях санкционного давления на отечественную промышленность, участие государства в бизнесе сырьевых и инфраструктурных компаний, как гаранта стабильности соответствующих отраслей и многотысячного персонала, скорее оправдано.

Очевидно, оправдано оно в определенных пределах, и в оборонной отрасли и смежных отраслях.

В то же время, участие государства должно быть минимальным в отраслях и сегментах бизнеса, где доминируют рыночные механизмы развития и конкуренции — например, в области розничной торговли, интернет-бизнеса, рекламы, высоких технологий. Здесь важно дать максимальный простор частной инициативе и стимулировать развитие соответствующих отраслей регуляторными средствами.

Читать дальшеСвернуть
4

Государство должно больше внимания уделять именно инфраструктурным проектам с большими сроками возврата инвестиций, проектам, не приносящим прибыль, например, в оборонно-промышленной отрасли.

Таким образом, бОльшая часть проектов будет приходиться на частный бизнес, который также должно поддерживать государство, так как продукты и услуги компаний, в том числе, помогают развивать различные отрасли и способствуют экономическому росту страны.

Читать дальшеСвернуть
2

Наращивание доли госсектора в экономике ведет к снижению конкурентоспособности России на мировой арене. С учетом технологического отставания большинства российских компаний огосударствление экономики уже сейчас стало одной из главных причин низкого темпа развития нашей страны.

Дальнейшее усиление доли государства в бизнесе, даже с учетом улучшения устойчивости компаний и отраслей, не сможет стать драйвером долгосрочного роста российской экономики.

Читать дальшеСвернуть
1

Как представитель частного бизнеса, активно предоставляющего услуги, в том числе госкомпаниям, я не выступаю однозначным сторонником масштабной приватизации. И не соглашусь с тезисом о том, что чем больше в компании доля государства, тем ниже ее эффективность. Есть совершенно разные примеры. Мы хорошо знаем успешные компании с государственным участием и с высоким уровнем эффективности и социальной ответственности, такие как Аэрофлот, Сбербанк, Росатом.

Не может быть однозначного ответа на вопрос, что лучше сохранять или сокращать доли участия государства в экономике. Вопрос вообще не в частной или государственной собственности, а в качестве государства – может ли оно эффективно распоряжаться своей собственностью, может ли отделить добросовестных чиновников от коррумпированных и т.д.

Тем не менее, уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах, остается весьма значительным, а, следовательно, увеличивается и число компаний, которые от него зависят. Частному бизнесу приходится учиться выстраивать правильные отношения и взаимодействовать с госкомпаниями и госструктурами.

Читать дальшеСвернуть
20

При отсутствии рентабельности инвестиций в промышленных предприятиях, государство должно активно выступать в роли прямого инвестора в опционы обратного выкупа после завершения проекта.

Читать дальшеСвернуть
5

В каких изменениях налоговой системы ваш бизнес нуждается и почему?

/

МОСКВА, 3 апр — ПРАЙМ. Объем продажи валюты по бюджетному правилу в период с 7 апреля по 12 мая 2020 года составит 77,8 миллиарда рублей, ежедневно на эти цели будет направляться сумма в эквиваленте 3,5 миллиарда рублей, сообщил в пятницу Минфин РФ.

"Ожидаемый объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета, связанный с превышением базовой цены на нефть над фактически сложившейся ценой, прогнозируется в апреле 2020 года в размере – 55,8 миллиарда рублей. Суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов и оценки базового месячного объема нефтегазовых доходов от базового месячного объема нефтегазовых доходов по итогам марта 2020 года составило — 22 миллиарда рублей", — говорится в сообщении.

"Таким образом, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, составляет —77,8 млрд руб. Операции будут проводиться в период с 7 апреля 2020 года по 12 мая 2020 года, соответственно, ежедневный объем продажи иностранной валюты составит в эквиваленте — 3,5 миллиарда рублей". — отмечает Минфин.

Минфин РФ по бюджетному правилу покупает валюту на дополнительные доходы, поступающие в бюджет при высокой цене нефти, направляя эти средства на счета в Банке России для последующего перечисления в ФНБ. В случаях, когда цена нефти оказывается ниже установленного правилом уровня (в 2020 году это 40,2 доллара за баррель), ЦБ продает валюту, направляя полученные средства на финансирование дефицита бюджета.

В предыдущий период, с 6 марта по 6 апреля, Минфин планировал купить валюту на 133,3 миллиарда рублей, направляя на эти цели по 6,3 миллиарда рублей в день. Однако 9 марта из-за резкого падения мировых цен на нефть ЦБ объявил о приостановке покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила, а с 10 марта регулятор начал упреждающую продажу валюты для поддержания финансовой стабильности в РФ. В тот же день ЦБ продал валюту на 3,6 миллиарда рублей, затем ежедневный объем операций менялся.

Помимо этого, с 19 марта ЦБ продает дополнительные объемы валюты из ФНБ для реализации сделки по Сбербанку. Эти продажи проходят в случае цены нефти Urals ниже 25 долларов за баррель. Общий объем продаж валюты с учетом этих операций 19 марта вырос до 7,7 миллиарда рублей, затем ЦБ постепенно наращивал его: с расчетами на 2 апреля он составил 15,8 миллиарда рублей.

Читать дальшеСвернуть
0

Налоговый кодекс освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по договорам медицинского страхования. То есть, когда работодатель оплачивает сотруднику полис ДМС через страховую компанию, это обходится ему дешевле, чем заключить договор с клиникой напрямую, ведь для медицинских учреждений такая льгота не предусмотрена. Это ставит нас в неравные условия, когда страховые компании диктуют свои “правила игры". Равные условия для страховых операторов и частной медицины были бы только на пользу пациентам – конкуренция заставила бы всех игроков повышать сервис и качество услуг.

Вторая важная, на наш взгляд, законодательная инициатива — софинансирование гражданами медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования. Эта инициатива давно обсуждается, даже были пилотные проекты, но пока она не реализована. Надеемся, что нас услышат и позволят оказывать качественные услуги населению в объеме ОМС+. Данная инициатива позволить пациентам самим выбирать клинику и условия обслуживания, откроет широкий доступ к качественному и высокотехнологичному лечению.

Мы видим в будущем эффективную систему здравоохранения как динамично развивающуюся структуру с равным доступом всех участников этой системы – частных и государственных учреждений здравоохранения — к программе государственных гарантий оказания медицинской помощи.

Читать дальшеСвернуть
5

В нашей ИТ-сфере налоговая поддержка государства достаточна, например, в стране созданы особые экономические зоны и технопарки с налоговыми послаблениями, также имеются льготы для разработчиков ПО, программы поддержки экспорта и т.д.

Но главный недостаток этой поддержки – она предполагает весьма узкий профиль и не учитывает, что современная сфера ИТ-разработок – это гигантская область, и это уже не просто создание программ и баз данных, особенно если учесть, что под программами государство никак не подразумевает облачные программы на вашем сервере.

Программа — это код, который, по мнению государства и должен продаваться, но не результат работы этого кода на сервере. Поэтому нужно расширять понятие государства о том, что представляет собой сфера ИТ.

Если же ставить задачу не просто выживания нашего ИТ, но и развития, то нужны еще введения более доступные кредиты без обеспечения. В ближайшие десятилетия ИТ будет внедряться во все сферы экономической деятельности страны, не случайно государством заявлена «Цифровая экономика», но еще очень много предстоит сделать, чтобы перейти от лозунгов к результатам.

Читать дальшеСвернуть
0

В 2018 году мы обратились к законодателям с инициативой о введении льгот по налогу на имущество для владельцев жилья в многоквартирных домах высоких классов энергоэффективности (класс «А» и выше). Сегодня государство уже поддерживает девелоперов, которые строят энергоэффективные здания (в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ в течение 3-х лет с момента государственной регистрации такого объекта они освобождаются от уплаты налога на имущество как на коммерческие помещения в многоквартирном доме, оформленные на юридические лица, так и на нереализованные квартиры).

Однако мы считаем, что действие существующих налоговых льгот необходимо распространить на физических лиц – конечных собственников жилья в энергоэффективных домах.

Понимая важность принципов экологического строительства, как залога здорового общества и города, мы предлагаем увязать класс энергоэффективности жилых домов и налог на недвижимость таким образом, чтобы льгота по уплате налога дошла до конечного покупателя жилья.

Трехлетняя экономия на уплате налога станет существенным преимуществом для покупателей энергоэффективного жилья. Это приведет к активизации потребительского интереса к таким зданиям и будет дополнительно стимулировать девелоперов проектировать и строить более экологичные дома.

Читать дальшеСвернуть
3

Имея 20-летний опыт ведения бизнеса в России, для нас в Ehrmann важна стабильность налоговой системы. Безусловно для нас, как для инвестора важно определенное налоговое преимущество на начальном этапе выхода на рынок, а также при создании производства и его расширении.

Еще большую важность налоговые льготы имеют для наших поставщиков – фермеров, которые являются представителями малого и среднего бизнеса в России.

Читать дальшеСвернуть
7

Существенный рост налоговой нагрузки – один из ключевых вызовов внешней среды для компании и отрасли в целом.

К примеру, устойчивой общеотраслевой тенденцией, вызванной налоговым фактором, является снижение рентабельности нефтепереработки, которое касается всех нефтеперерабатывающих заводов России. Мы работаем с этим вызовом, оптимизируя издержки, повышая эксплуатационную готовность мощностей, повышая эффективность переработки в целом: при сложившейся довольно непростой рыночной конъюнктуре максимальную доходность нефтепереработки позволяет обеспечить оптимальная конфигурация загрузки нефтеперерабатывающих заводов. Это наряду с эффектами модернизации и прочими внутренними мероприятиями позволяет во многом перекрыть для «Газпром нефти» отрицательное влияние внешних факторов.

В то же время мы с пониманием относимся к поиску дополнительных доходов, необходимых для реализации мероприятий по ускорению экономики, обозначенных руководством страны. Если говорить о налоговом маневре в нефтяной отрасли, то принципиально важным для отрасли видится реализация компенсационных мероприятий, включающих отрицательные акцизы на нефть для НПЗ и отрицательные акцизы на некоторые виды нефтепродуктов.

Читать дальшеСвернуть
1

В первую очередь, мы бы приветствовали введение налоговых льгот по социальным налогам с зарплат разработчиков. Если компания разрабатывает программное обеспечение для стороннего заказчика, то получает налоговые льготы. Когда разработка производится для собственной компании, льготы отсутствуют.

Введение таких льгот позволит высокотехнологичным компаниям развиваться быстрее. Также мы бы предложили отменить авансирование налога на прибыль на следующий квартал, хотя бы для предприятий с выручкой менее 5 млрд рублей.

Экономика сейчас не настолько стабильна, чтобы компании могли позволить себе «инвестировать» средства в будущий налог на прибыль, когда сама прибыль может и не появиться в принципе.

Читать дальшеСвернуть
1

Бизнес часто находится под давлением налоговой системы, а в условиях отсутствия принципа ограничения ответственности предпринимателя даже за мелкие нарушения могут назначаться, например, уголовные наказания. Для бизнеса это дополнительное повышение рисков и вероятности отказа от ведения предпринимательской деятельности.

Бизнесу важно проведение реформ в этой области и нужна дополнительная поддержка со стороны государства для создания благоприятных условий развития предпринимательства.

Читать дальшеСвернуть
2

Существующая налоговая система РФ претерпела значительные изменения в части улучшения администрирования со стороны ФНС и повышения удобства для налогоплательщиков. На мой взгляд, текущая налоговая система должна оставаться стабильной и прозрачной для всех участников. Это позволит улучшить инвестиционный климат и выполнение среднесрочных финансовых планов компаний.

Повышение налоговой нагрузки на бизнес, в конечном итоге, приведет лишь к усилению влияния госкомпаний.

Читать дальшеСвернуть
1