Четыре причины. Почему Украина продала "дочку" ВЭБа вопреки решению суда
МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Украина пошла на нарушение норм международного права, продав акции украинской "дочки" ВЭБа – Проминвестбанка — неизвестному покупателю, поскольку к этому ее подтолкнул целый комплекс причин. Однако расплата за пренебрежение решением Стокгольмского арбитража может быть серьезной – под угрозой "дочки" Украины в других странах, а ее инвестиционная привлекательность стремится к нулю, считают эксперты.
Украина в нарушение норм международного права продала на аукционе 4 марта акции украинской "дочки" ВЭБа – Проминвестбанка — неизвестному покупателю. Продажу акций Проминвестбанка на этой неделе запретил Арбитражный суд Стокгольма, однако ВЭБ опасался, что Украина это проигнорирует, как, собственно, и произошло. Акции были проданы по цене 268,7 млн гривен, или 71,4 млн рублей, по текущему курсу.
Они были арестованы в рамках исполнения на Украине решения арбитража Гааги, который в 2018 году удовлетворил иск компаний, связанных с украинским бизнесменом Игорем Коломойским и его партнерами, о взыскании ущерба с РФ за утраченное имущество в Крыму. В августе 2019 года Украина уже пыталась продать 5 млн акций Проминвестбанка, однако покупателей не нашлось.
Как сообщает госкорпорация, ВЭБ будет отстаивать свои интересы в украинских и международных судах всех юрисдикций, чтобы компенсировать потери. По ее мнению, Украина незаконной экспроприацией средств российского инвестора окончательно нарушила двустороннее соглашение о защите капиталовложений и продемонстрировала мировому сообществу нежелание соблюдать нормы международного права. При этом решение Стокгольмского арбитража было грубо проигнорировано.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ
По мнению опрошенных агентством "Прайм" экспертов, на то у Украины был целый ряд причин. "В последнее время страна вообще не особо заботится об имидже – на фоне падения рейтингов Зеленского до 40% ему приходится проводить целый ряд непопулярных мер. Это и земельная реформа, на которую в свое время не отважился Порошенко, и изживание российских активов, невзирая на их прибыльность и очевидную пользу для экономики", — рассуждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
По его мнению, борьба с российскими банками важна Украине по целому ряду причин. Во-первых, политическая: это реверанс в сторону националистов, требующих убрать бизнес "агрессора".
Во-вторых, важен экономический момент: в этом году Киеву придется выплатить по долгам 17 млрд долларов, что составляет треть бюджета страны. В поисках денег, как известно, хороши все средства, в том числе, и столь специфические.
Причина третья – финансовая. Российские банки кредитовали рентабельные отрасли – машиностроение, ВПК, судостроение – и прибыльные предприятия, такие как "Мотор Сич" и другие. Сейчас такие заемщики нужны самим украинским банкам, поэтому "дочка" ВЭБа с хорошим пулом активов и платежеспособными клиентами кого-то заинтересовала.
Отсюда вытекает четвертая и, пожалуй, самая важная причина — аппаратная. "Банк продают конкретным людям, которым он нужен настолько, что они готовы пренебречь и международным правом, и Стокгольмским арбитражем. Любые риски – ничто перед стремлением "отжать" перспективный объект и продать его по второму-третьему кругу, как было сделано, к примеру, с тем же Приватбанком", — говорит Абзалов.
СУДЕБНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Эксперт напомнил, что во время экспансии на Украину российские компании подстраховывались, заключая соглашения по международному, а не украинскому праву. В данном случае, скорее всего, задействовано континентальное (стокгольмское) право. Исходя из этого, при соответствующей юридической подготовке у ВЭБа есть все шансы выиграть суд. В этом случае российские госструктуры в его лице получат возможность так же охотиться за эффективными активами Украины по всему миру.
"Это, возможно, было бы выгоднее, чем требовать отмены сделки, поскольку все понимают, что от "дочек" на Украине все равно придется избавляться. Но тут можно не продавать их с дисконтом, а получить взамен действительно интересный актив", — рассуждает Абзалов.
Кроме того, возможна выплата компенсации, исходя из капитализации Проминвестбанка, что опять-таки выгоднее продаже с дисконтом. Но такая выплата ляжет неподъемной нагрузкой на и без того дырявый украинский бюджет.
Учитывая, что сделка по продаже акций Проминвестбанка произошла вопреки имеющемуся запрету Стокгольмского арбитража, шансы ВЭБа на успех в защите своих интересов в суде высоки, согласна директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова.
"Однако судебные разбирательства могут занять длительное время, и решение отменить сделку или заставить Украину вернуть деньги остается на усмотрение суда", — добавила она.
Речь идет о заранее подготовленной акции, к проведению которой российская компания была готова, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Зульфугарзаде Теймур Эльдарович. О принятых контрмерах станет известно несколько позже, когда начнутся судебные процедуры о признании сделки недействительной, а также о возмещении материального ущерба и, возможно, морального вреда, с виновной стороны, инициированные головной российской компанией в международных и, в последующем, украинских судах, добавляет он.
"Шансы на успех выиграть в судах у российской стороны, вне всяких сомнений, есть и весьма высокие", — уверен эксперт.
К сожалению, практический опыт показывает, что подобные судебные процессы могут затягиваться на довольно длительное время, нередко, на годы, добавляет он. По его словам, далее предстоит не менее долгий и трудоемкий процесс розыска акций, а также виновных лиц, с целью привлечения таковых к ответственности.
"Наличие в деле так называемого "неизвестного покупателя" существенным образом может затянуть и судебный процесс, и пост-судебные процедуры", — уверен Зульфугарзаде.
ПРОЩАЙ, ИНВЕСТОР
Ожидаются и еще более отдаленные последствия демарша Украины. "Киев рассчитывает, что поступать так с Россией можно, но на фоне потери интереса к Украине это не очень обдуманный поступок – ведь инвестировать в нее, по сути, больше некому", — рассуждает Абзалов.
На фоне коронавируса развивающиеся рынки будут падать быстрее развитых, а страны с нестабильной политической обстановкой возглавят этот грустный список. Украина, где правительство меняется раз в полгода, относится как раз к таким, и найти инвесторов, согласных вложиться в нее даже под политическим соусом будет практически невозможно. По сути, пойти на это может только Россия, но после подобных демаршей российские инвесторы будут очень сомневаться в целесообразности вложений, заключил он.
https://1prime.ru/finance/20200305/831029914.html