Дмитрий Сытин, "ТЭК-Торг": Ни один заказчик не может оказать на нас давление
МОСКВА, 25 окт - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Несколько лет назад Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа создала электронную торговую площадку "ТЭК-Торг" для оказания услуг в области организации закупок крупнейших энергетических и промышленных компаний. С тех пор бизнес "ТЭК-Торга" значительно вырос: теперь компания активно работает не только с нефтяными компаниями, но с предприятиями из других секторов экономики. О планах развития электронных площадок в России, об особенностях работы с ФАС и стремлении встряхнуть рынок госзакупок в интервью агентству "Прайм" рассказал генеральный директор ЗАО "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин.
- Кто стал инициатором создания электронной площадки "ТЭК-Торг"? Почему возникла такая необходимость?
- Наша компания "ТЭК-Торг" – 100% дочернее общество Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, учредителями которой в свою очередь являются крупнейшие компании топливно-энергетической отрасли: "Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть", "Зарубежнефть", Сургутнефтегаз, а также РЖД. Эти компании – основные акционеры Санкт-Петербургской биржи.
Биржевая деятельность жестко регулируется: в рамках биржи многими видами деятельности невозможно заниматься и не все товары можно отнести к биржевым, СПбМТСБ создала отдельное дочернее общество, задачей которого является осуществление не биржевых способов электронной торговли.
На бирже существует один способ торгов – слепой встречный аукцион. С помощью него невозможно производить многие торгово-закупочные операции. Для проведения закупок внебиржевыми способами и для расширения сферы деятельности биржи была создана наша электронная площадка.
- Ваша компания предоставляет более широкие возможности чем биржа для закупок или реализации разных товаров и услуг, верно?
- Да, совершенно верно. Биржа сконцентрирована на своей основной деятельности – реализации биржевых товаров, в основном – это нефтепродукты и природный газ.
Наша площадка изначально создавалась для проведения закупок и реализации продукции основных акционеров биржи, но поработав на рынке, мы поняли, что можем сделать большее: охватить компании с госучастием и предоставить сервис по проведению закупок – закупочных процедур и тендеров на реализацию продукции.
- Как проходит процесс закупок?
- Мы создали программный комплекс – электронную торговую площадку, которая позволяет технически провести закупочную процедуру или тендер на реализацию. Площадка позволяет реализовать любой из возможных способов закупки или продажи товаров и услуг: запрос котировок или предложений, аукцион на понижение и повышение, конкурс, каждый из типов процедур гибко настраивается. В соответствии с законодательством, мы не аффилированны ни с одним заказчиком, благодаря чему нам гораздо проще обеспечить прозрачность торгов. Ни один заказчик не может оказать на нас давление.
- Как обеспечивается прозрачность для участников торгов и для государственных органов?
- Технические возможности площадки реализованы в соответствии с положениями о закупках каждого заказчика. У крупных заказчиков – "Роснефти", РЖД, "Транснефти" – особые требования к проведению процедуры торгов. Для таких крупных заказчиков мы стараемся открывать отдельную секцию, где можно настроить программное обеспечение под специфические требования заказчика и одновременно соответствовать положениям федерального закона №223. На нашей площадке все требования этого закона соблюдаются полностью, что важно для ФАС. Площадка также соответствует требованиям информационной безопасности: у нас есть соответствующий аттестат ФСТЭК [Федеральной службы по техническому и экспортному контролю – прим. ред.].
Мы также являемся третьей стороной в любых разбирательствах между заказчиком и поставщиком. Контролирующий орган в таких случаях – это ФАС. В ФАС давно уже существует подразделение, контролирующее государственную контрактную систему, а с начала этого года им поручили контроль за соблюдением 223-ФЗ. В случае конфликта между поставщиком и заказчиком, мы выступаем независимым источником информации для установления истины, разбирательства. Претензий от ФАС в наш адрес пока не было.
- Площадка может контролировать исполнение обязательств?
- Может, и мы движемся в этом направлении. У исполнения контракта есть две стороны. Это – движение товаров и услуг, подтвержденные документами, а также движение денег. Одна сторона исполняет взятые обязательства, другая платит. Движение товаров и услуг можно проконтролировать, если площадка предоставляет услуги электронного документооборота. Мы не видим физическую доставку товара, но движение документов – счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д. – можно отследить в электронном виде. Мы не банк, но отследить движение денег можно в кооперации с банком, наладив обмен информацией. Для осуществления государственного контроля ЭТП может передавать необходимые данные в государственную информационную систему, например, в ЕИС.
- На рынке организации госзакупок действует пять лицензированных площадок, вам интересно было бы войти в этот пул?
- Этот пул был создан еще несколько лет назад, наша компания была создана позже. С тех пор, правительство дважды продлевало соглашение с аккредитованными площадками о проведении на их базе госзакупок.
Сейчас законодательство меняется, площадки будут отобраны заново. В правительстве понимают, что нужно встряхнуть этот рынок, вдохнуть в него новую жизнь. Отбор новых площадок должен быть произведен до марта 2017 года включительно. На них будут проводиться и госзакупки по 44-ФЗ, и закупки госкомпаний по 223-ФЗ, а также реализация имущества банкротов и даже процесс приватизации.
- Электронная площадка помогает провести квалификацию компаний, чтобы заказчик мог понять с кем имеет дело?
- По 44 и 223 законам ни ЭТП, заказчики не должны ограничивать конкуренцию. Уже некоторое время идут попытки создать рейтинг поставщиков для создания возможности предварительного отбора поставщиков для участия в тендере, но ФАС рассматривает это как инструмент ограничения конкуренции, так как заказчик будет смотреть, прежде всего, на поставщика с высшим рейтингом.
Сейчас заказчик в рамках 223-ФЗ может провести квалификационный отбор в рамках закупочной процедуры и, если необходимо, самостоятельно проверяет возможности поставщика, по 44-ФЗ такой возможности у заказчика нет. На Западе, например, у нефтегазовых компаний есть система "Ахилес". Если ты прошел квалификацию, то информация сохраняется, и в последствии заказчик может ее использовать. Однако, это также ограничивает конкуренцию, поскольку формируется довольно узкий круг проверенных компаний.
У нас более открытая система, более конкурентная, но для заказчика более затратная. Сейчас заказчики из числа госкомпаний по 223-ФЗ склонны заключать долгосрочные контракты на 3-5 лет, что снижает затраты.
- Вы работаете с нерезидентами?
- Да, активно работаем. На секции закупочных процедур регистрируются нерезиденты. Мы создали клиентскую поддержку на английском языке, все нормативные документы также переведены на английский, готовится к запуску англоязычный интерфейс площадки. У нас открывается секция для реализации углеводородного сырья, нефтепродуктов и продукции нефтехимии. Торги будут осуществляться на тендерной основе, на электронной площадке. 80% покупателей, например, это нерезиденты, в том числе – крупнейшие зарубежные нефтетрейдеры. Они заключают экспортные контракты. Сейчас биржа не работает напрямую с нерезидентами. Кроме того, сырая нефть на бирже в настоящий момент не реализуется, а у нас запускается секция для торговли нефтью. Мы удобны и для заказчика, и для поставщика, поскольку не имеем ограничений. В этом и проявляется синергия с биржей. Накопив в ходе торгов необходимую ценовую информацию, мы сможет рассчитывать индексы, бенчмарки.
- Заказчиками на вашей площадки, как вы сказали, в основном являются крупные компании, а вы привлекаете средние и малые компании? Как вы с ними взаимодействуйте?
- Мы ездим по регионам, где представлена, например, "Роснефть", и организуем семинары с субъектами малого и среднего бизнеса. Недавно были в Мурманске, Архангельске, Иркутске, Сургуте и Тюмени. Все мероприятия проходят при поддержке местной администрации и бизнес объединений, например, "Деловой России". На таких семинарах мы лицом к лицу разговариваем с субъектами МСП [малого и среднего предпринимательства – прим.ред], объясняем им, что такое закупки крупных госкомпаний – "Роснефти" в частности, что не надо бояться в них участвовать.
Для МСП у нас есть супер-низкие тарифные условия, на рынке таких нет. Закупки до 500 тыс. руб. для МСП вообще бесплатны. Единственное условие – приобретение электронной подписи и справка из единого государственного реестра юридических лиц, а также доверенность на сотрудника, который работает на площадке, поскольку компания должна нести ответственность за те операции, которые она делает.
Правительством РФ определены квоты по доле контрактов, которые госкомпании обязаны заключать с субъектами МСП. Сейчас по прямым контрактам – это 10% всех закупок. С 2018 года эта квота увеличится до 15%. Крупнейшие компании стимулируют закупать у МСП. С нового года у крупных компаний начнет действовать квота на закупки у МСП инновационной продукции.
- Какова доля субъектов малого и среднего бизнеса из числа поставщиков на вашей площадке?
- Около 70% от общего числа зарегистрировавшихся. У нас примерно 13 тыс. активных поставщиков, то есть более девяти с лишним тысяч из них – компании малого и среднего бизнеса. Рост их числа на нашей площадке продолжается, поскольку мы предлагаем им льготные условия работы. Нужно и далее проводить работу по привлечению субъектов МСП для участия в закупочных процедурах, проехать по регионам, рассказать о наших продуктах, помочь в том числе и информационно. Нас сейчас интересуют прежде всего регионы, которые нужно расшевелить.
- Каков следующий этап вашей работы?
- По итогам 2015 и первой половины 2016 года мы третья по величине электронная площадка в России по 223-ФЗ после площадки "Газпром банка" и В2В Центра. Мы стремимся занять, как минимум второе место, а через год занять первое место. Без сомнения, мы хотели бы войти в пул отобранных универсальных ЭТП.
С точки зрения качественных показателей планируется развивать набор сервисов и секций. Будем развивать сервис по реализации продукции наших клиентов, включая углеводородное сырье и нефтепродукты, реализацию имущества банкротов, секции для проведения закупочных процедур для средних и небольших компаний, финансовые сервисы.
Кроме того, будем работать в тех направлениях, которые нам определят законодатели: банкротство, приватизация, 44 закон – госзакупки. Будем работать над каталогом товаров и услуг, чтобы сделать рынок более прозрачным и эффективным, вместе с другими крупнейшими ЭТП создавать аналитическую систему для рынка.
https://1prime.ru/finance/20161025/826702475.html