Власти должны вовремя выявлять признаки надвигающегося кризиса
Руководитель упраздняемой с 1 сентября Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин рассказал в интервью агентству "Прайм" о проведенной работе по выявлению возникающих на рынке рисков с целью предупреждения финансовых кризисов. Беседовала Елена Елина.
- Дмитрий Владимирович, проводилась ли в ФСФР работа по выявлению признаков возникновения финансовых кризисов?
- Одной из задач, которые мы поставили перед собой в ФСФР, стало создание системного подхода к оценке ситуации на финансовом рынке, осуществление по сути макропруденциального надзора, позволяющего корректировать общую ситуацию на рынке. Для реализации этой задачи нами была проведена работа по анализу потенциальных индикаторов, указывающих на будущие системные риски.
Сегодня у нас есть определенные результаты, которые позволят в дальнейшем выстраивать работу по мониторингу ситуации на различных сегментах финансового рынка таким образом, чтобы выявить показатели, которые в будущем могут привести к неблагоприятным последствиям.
Мы внимательно изучили материалы МВФ и IOSCO (Международная финансовая организация, объединяющая национальные органы регулирования рынка ценных бумаг), касающиеся выявления системных рисков, однако в тех работах речь шла о выявлении стран, которые потенциально находятся в зоне риска. Нам же было важно внутри страны определить индикаторы, по которым можно выявить потенциальные проблемы на финансовом рынке. Мы анализировали отдельно рынок облигаций, отдельно рынок акций и банковский сектор.
В основу исследования легла достаточно сложная математическая модель, которая рассчитывает предельные показатели, при превышении которых возникают риски предкризисной ситуации.
Как показало исследование, по рынку облигаций опережающими индикаторами возникновения предкризисной ситуации являются увеличение долговой нагрузки на доходы частного сектора, соотношение ликвидных средств банков к депозитам и расчетным счетам населения и негосударственных финансовых организаций, а также значительное превышение темпов роста денежной массы над темпами роста номинального ВВП. В России, как правило, темпы роста денежных индикаторов опережают темпы роста номинального ВВП, так как экономика не достаточно монетизирована. Но когда темпы роста становятся очень высокими, это является серьезным индикатором возможных проблем на облигационном рынке.
По рынку акций опережающим индикатором является рост реальной ставки по депозитам, а для банковского сектора - индексы фондового рынка, разница в доходах между корпоративными облигациями и ОФЗ, а также динамика CDS.
- За какой период времени проводилось исследование?
- Мы проанализировали период в 10-15 лет и выявили эти зависимости на основании прошедших кризисов 1998 года, 2008 года, банковского кризиса 2004 года. Но экономика очень динамична, постоянно появляются новые взаимосвязи между экономическими параметрами. И та зависимость, которая была 1-2 года назад, может не работать в будущем. Плюс есть такое понятие - рациональные ожидания, когда в случае установления прочной связи в экономике (например, между процентными ставками по облигациям и курсом акций), участники рынка начинают закладывать эту связь в свои действия, и в будущем характер этой связи изменяется.
Поэтому предстоит провести еще большой объем работ по выявлению динамики и взаимосвязей на финансовом рынке. Хотелось бы, чтобы эта работа была продолжена в рамках ЦБ.
Кроме того, мы проанализировали аналитические обзоры и рекомендации инвестиционных компаний и банков и посмотрели, как они коррелируют с действительностью. Оказалось, что порядка 80% всех рекомендаций - рекомендации на покупку и лишь около 10% рекомендаций - на продажу акций. В действительности после всех этих рекомендаций общее падение рынка составило порядка 10%. Таким образом, рекомендации больше нацелены на то, чтобы стимулировать клиента на покупку акций, и могут вводить инвесторов в заблуждение.
- Как проведенная вами работа может применяться на практике?
- Хотелось бы, чтобы эти работы были заложены в работу по мониторингу финансового рынка, и на основании таких обзоров давались определенные рекомендации для государственных органов по ожиданиям на финансовом рынке, чтобы вовремя видеть риски и ввести в случае необходимости регулирующие меры.
- Какие, например?
- Более жесткие требования пруденциального надзора, повышение требований к капиталу, изменение требований по маржинальной торговле, увеличение отчислений в резервы...
- С какой периодичностью, на Ваш взгляд, такие рекомендации надо готовить?
- Логично проводить глубокий анализ ситуации на финансовом рынке раз в полгода при осуществлении постоянного мониторинга, и при возникновении настораживающей тенденции предпринимать соответствующие меры.
На прошлой неделе ФСФР вынесла на общественное обсуждение проект приказа по пруденциальному надзору на финансовом рынке. Есть ли реакция рынка на данный документ?
Мы только начинаем общественное обсуждение. Нас беспокоит, что документ получился очень сложным, требующим проведения большой работы внутри компании по ежедневному расчету показателей. В представленном проекте мы учитываем только один индикатор - соотношение капитала и общего объема риска профучастника. Мы не брали соотношение ликвидности и капитала и не вводили показатели по концентрации рисков на одном контрагенте, иначе получился бы более сложный механизм. Мы считаем, что начинать надо с чего-то более простого.
- Произойдет ли ужесточение требований по капиталу для профучастников?
- В этом и заключается идея перехода от регулирования по принципу установления минимального капитала к регулированию по принципу пруденциального надзора. Если участник рынка не берет на себя больших рисков и работает исключительно под поручение клиента, не проводя маржинальных операций, то и никакого ужесточения по капиталу не будет.
В начале лета ФСФР подготовила новые правила листинга ценных бумаг. Когда они будут приняты, и есть ли кардинальные изменения по сравнению с начальным вариантом?
Мы уже приняли финальный документ, он находится на регистрации в Минюсте.
Самым дискуссионным вопросом данного документа являлась необходимость введения требований по спредам ценных бумаг для включения в высший котировальный список. Наша позиция была такова, чтобы определенный спред по бумагам соблюдался, так как он является показателем ликвидности акций. Однако по результатам консультаций мы не получили поддержки по данному вопросу ни от профучастников, ни от инвесторов, и в итоге это требование убрали.
https://1prime.ru/finance/20130830/765950312.html