Вчера Правительство рассмотрело бюджетный план на 2014-2016 гг. (утверждены общие параметры и предельные объемы расходов). Дальнейшая масштабная "настройка" продлится до августа, когда бюджетный закон на 2014-2016 гг. примет более четкие очертания. А пока это набор инициатив по стимулированию экономики и компромиссов для их реализации. Между тем, увеличивать расходы сверх плана уже невозможно, выход - в их оптимизации, а она, как мы опасаемся, имеет очень ограниченный потенциал. Так, майские указы Президента обойдутся бюджету в 2 трлн руб. в ближайшие 3 года, и насколько это учтено в текущем варианте бюджета (предполагает дефицит только в 0,4-0,6% ВВП), пока неочевидно.

Кроме того, теперь Минфин ставит под сомнение исполнение и этого плана из-за рисков недополучения доходов по НДС и налогу на прибыль. На них мы указывали и прежде, и озвученный А. Силуановым возможный объем "потерь" в 2013 г. в 1 трлн руб. не стал сюрпризом. Важно, включены ли в эту оценку выпадающие доходы от приватизации (370 млрд руб., их планировалось покрыть за счет нефтегазовых средств). Если да, то налоговые недопоступления должны составить в 2013 г. ~600 млрд руб., что сопоставимо с нашими более ранними оценками. Разница лишь в том, что ранее выпадающие доходы планировалось частично покрывать за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Но с учетом ухудшения собираемости налогов и рисков снижения цен на нефть, вероятно, распечатывать Резервный фонд на покрытие дефицита придется уже в этом году (ранее ожидалось его пополнение на 150 млрд руб.).

Однако в 2013 г. едва ли это создаст сильное давление на ОФЗ. В отношении таких рисков на 2014-2016 гг. при отсутствии окончательных цифр, до августа, как мы считаем, делать какие-либо выводы рано. Но очевидно, с высокой долей вероятности, дефицит в 0,4-0,6% ВВП недооценен. С учетом рисков неисполнения планов по приватизации и инициатив по фискальным стимулам, это может привести к существенным тратам из Резервного фонда в ближайшие годы, а возможно - и к нарушению условий бюджетного правила.