МОСКВА, 18 июн - РИА Новости. Россия разработает национальный план борьбы с офшорами, заявил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G8.

Ниже приводится справочная информация по опыту России в сфере свободных экономических зон и мерам, введение которых обсуждалось с целью деофшоризации российской экономики.

ЧИТАТЬ: Путин: Россия разработает национальный план борьбы с офшорами >>

В российской практике первой формой особого экономического режима в начале 1990?х годов стали свободные экономические зоны. Особая, свободная или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) — один из видов привлечения финансовых ресурсов в приграничные районы, представляющая собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Другим характерным явлением в 1990?е годы стали внутренние офшорные зоны.

Офшор, офшорная зона – (англ. offshore – вне страны, на расстоянии от берега) – территория с привлекательными для бизнеса условиями благодаря низким ставкам налогов, четкому законодательству об инвестиционных фондах, упрощенной системе регистрации компаний, конфиденциальности операций. В отличие от свободных экономических зон, связанных преимущественно с реальным сектором экономики, офшорные зоны благоприятны для проведения финансовых операций.

Внутренние офшорные зоны, по сути, оформили особые отношения между региональными властями и отдельными крупными компаниями, заинтересованными в оптимизации налогообложения.

ЧИТАТЬ: Действие офшоров возможно ограничить глобальной системой штрафов и моралью, считает Шохин >>

Обычно внутренние офшорные зоны создавались в небольших республиках и автономных округах. Примерами являются Ингушетия (зона экономического благоприятствования "Ингушетия" была создана по решению федерального правительства; в 1996 году в продолжение этой практики был принят федеральный закон "О Центре международного бизнеса "Ингушетия"), Калмыкия (регистрация предприятий на условиях офшорного налогового законодательства проводилась через Агентство развития и сотрудничества), республика Алтай ("Эколого-экономический регион "Алтай"). Позднее практику освобождения предприятий от региональных налогов стали применять в Мордовии, Эвенкийском, Чукотском АО и др. Например, Калмыкия на протяжении ряда лет была среди лидеров по доле федерального бюджета в налогах, собираемых на ее территории (то есть налоги в региональный бюджет практически не шли. Так, в 2003 году доля федерального бюджета в налогах, собираемых на территории Калмыкии, составила 85%).

В декабре 2003 года Совет Федерации РФ отменил с 1 января 2004 года инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которую до этого имели право устанавливать местные власти. А освобождение предприятий от налога на прибыль и было наиболее привлекательным стимулом предприятий, работающих в офшорных зонах. Тем самым в России были упразднены внутренние офшоры (Калмыкия, Чукотка и др.).

С принятием 22 июля 2005 года Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в стране начали развиваться ОЭЗ.

С этого момента существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до принятия закона, прекратилось, за исключением ОЭЗ в Калининградской области (действует до 2016 года) и ОЭЗ в Магаданской области (действует до 2014 года).

В соответствии с законом, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно?производственные, технико?внедренческие, туристско?рекреационные, портовые.

В 2006 году для реализации законопроекта было создано ОАО "Особые экономические зоны", 100% акций которого принадлежат государству.

В настоящее время ОАО "ОЭЗ" через создание дочерних обществ, филиалов и участие в составе наблюдательных советов управляет 17 особыми экономическими зонами четырех типов, фактически являясь крупнейшим девелопером индустриальных и инновационных парков в России.

С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России пришло более 340 инвесторов из 23 стран. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 400 миллиардов рублей или порядка 13 миллиардов долларов.

Государство создает благоприятные условия для инвесторов за счет предоставления налоговых, таможенных и административных преференций. На территориях особых экономических зона действует процедура "свободной таможенной зоны". Иностранные товары размещаются и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

КУРС НА ДЕОФШОРИРАЗАЦИЮ

Президент РФ 12 декабря 2012 года поручил правительству создать систему по выводу российских активов из офшоров и внести соответствующие комплексные предложения по вопросу деофшоризации отечественной экономической структуры. Президент привел в пример оценки некоторых экспертов, согласно которым девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами.

По мнению специалистов, отреагировавших на инициативу Путина, сделки совершаются в офшорной зоне в большей степени из-за существующих в них налоговых послаблений. Такого мнения придерживается глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметивший также, что российские компании уходят в офшоры по причине того, им удобнее проводить сделки с иностранными партнерами в английском праве.

В свою очередь, бизнесмен и бывший совладелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили отметил, что деофшоризация российской экономики возможна только при четком регулировании российского законодательство, которое на данный момент имеет "столько дыр, что можно всегда к тебе привязаться и отнять все".

То, что сейчас классифицируется как отток капитала, во многом является эффектом офшоризации, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его мнению, для реализации поручения президента важно создать необходимые условия, внести изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России.

Глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов 14 декабря 2012 года заявил о том, что вывод российской экономики из офшоров может осуществляться путем создания дополнительных налоговых стимулов и совершенствования гражданского законодательства, снимающего юридические риски при заключении сделок компаниями.

При этом, по мнению Белоусова, вводить прямой запрет на заключение сделок между российскими компаниями в английском или ином иностранном праве неэффективно.

16 января 2013 года Минэкономразвития предложило правительству РФ бороться с офшорами путем включения в налогооблагаемую базу российских компаний прибыли их иностранных "дочек". По мнению представителей МЭР, прямолинейное использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежного дохода не позволит их владельцам избежать налогообложения этого дохода в РФ. Иными словами, это должно простимулировать российский бизнес к возвращению из офшоров в национальную юрисдикцию России.

17 января 2013 года Минэкономразвития РФ сообщило, что предложит включить новации фискального характера по деофшоризации экономики в основные направления налоговой политики.

4 марта 2013 года экс-министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение о том, что деофшоризация российской экономики возможна лишь при условии снижения ее зависимости от цен на нефть, что приведет к уменьшению волатильности рубля и российского фондового рынка. Кроме того, у офшоризации экономики есть и другие причины: в офшоре лучше инвестиционный климат, в первую очередь уровень налогов, законодательное поле, простота административных процедур, развитая судебная система, плюс к этому добавляется получение крупного кредита под залог.

В качестве примера Кудрин привел решение "Русала" перевести принадлежащие ему 25% акций ГМК "Норильский никель" из России на баланс кипрской компании, чтобы рефинансировать кредит Сбербанка на 4,5 миллиарда долларов, по которому заложены бумаги. По мнению бывшего руководителя Минфина, деофшоризация не может решаться административными и запретительными мерами, но достигается путем улучшения инвестиционного климата в России.

18 марта 2013 года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов выступил с сообщением о том, что Минфин РФ не будет готовить специальных налоговых мер для возврата средств российских налогоплательщиков из офшоров, но будет продолжать бороться со схемами ухода от налогов.

21 марта 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в связи с банковским кризисом на Кипре предложил подумать о создании офшора на Дальнем Востоке. В качестве возможных мест для офшорной зоны Медведев тогда перечислил Сахалин и Курилы, отметив, что возможно часть российских денег вернется в страну с Кипра, Британских Виргинских островов, Багам.

В свою очередь глава РСПП Александр Шохин высказался за открытие офшорных зон в Калининграде, Сочи и на Дальнем Востоке.

В ответ глава Сбербанка Герман Греф выразил мнение о том, что не считает необходимым создавать внутренние офшоры. По его мнению, в настоящее время ключевой задачей должно стать создание привлекательных условий для перетока российских капиталов не в другие юрисдикции, а в Россию

7 мая 2013 года были объявлены основные направлениях налоговой политики России на 2014-2016 годы, включающие в себя намерения провести переговоры со всеми офшорными и низконалоговыми юрисдикциями для заключения межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией для противодействия схемам минимизации налогов, в рамках объявленного курса по деофшоризации экономики РФ. Однако данные инициативы не соответствуют российскому законодательству.

Во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями, Минфин планирует внести поправки в Налоговый кодекс РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в России, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.

13 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в качестве одной из мер деофшоризации экономики. Глава государства отметил, что борьба с уходом от налогов через офшоры является очень сложной и трудоемкой задачей.